ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ 10 1.1 Сущность и содержание профессионального самоопределения личности 10 1.2 Профессиональные стандарты социального педагога 16 1.3 Этапы, структура и факторы профессионального самоопределения студентов, будущих социальных педагогов 31 ГЛАВА 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ У СТУДЕНТОВ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ (НА ПРИМЕРЕ МГПУ) 41 2.1 Специфика профессионального самоопределения студентов, будущих социальных педагогов МГПУ 41 2.2 Динамика профессионального самоопределения студентов, будущих социальных педагогов МГПУ 50 ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ ВУЗА 58 3.1 Система непрерывного образования социальных педагогов 58 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 76

Особенности профессионального самоопределения у студентов будущих социальных педагогов

дипломная работа
Педагогика
80 страниц
91% уникальность
2015 год
147 просмотров
Ефимцева М.
Эксперт по предмету «Социальная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ 10 1.1 Сущность и содержание профессионального самоопределения личности 10 1.2 Профессиональные стандарты социального педагога 16 1.3 Этапы, структура и факторы профессионального самоопределения студентов, будущих социальных педагогов 31 ГЛАВА 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ У СТУДЕНТОВ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ (НА ПРИМЕРЕ МГПУ) 41 2.1 Специфика профессионального самоопределения студентов, будущих социальных педагогов МГПУ 41 2.2 Динамика профессионального самоопределения студентов, будущих социальных педагогов МГПУ 50 ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ ВУЗА 58 3.1 Система непрерывного образования социальных педагогов 58 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 76
Читать дальше
Актуальность темы исследования. Начало ХХI века характеризуется кардинальными изменениями в социально-профессиональной структуре и на рынке труда. Причём, как на глобальном, так и локальном уровнях. На глобальном уровне эти изменения проявляют себя в формировании структуры процессов профессионального и образовательного самоопределения, принципиально нового мировоззрения, которое позволяет человеку совершать профессиональный выбор несколько раз в течение своей жизни.


Напишем быстрый диплом , если сроки поджимают.


. Если раньше чёткое видение своего профессионального будущего имело большое значение для человека, то сейчас данное обстоятельство утратило своё значение: в течение своей профессиональной деятельности человек может сменить свою профессию несколько раз без особого сожаления. В нынешних условиях информационно-технологического и социально-экономического развития растут требования к таким качествам людей, как способность свободно выбирать профессию, высокий уровень профессионализма и готовность к непредсказуемым ситуациям. Отсюда вопрос готовности человека к осознанному профессиональному самоопределению становится жизненно необходимым. Высокая динамичность профессиональной жизни в современных условиях связана не только с возникновением новых профессий, но и усложнением содержания труда. Результатом этого является изменение отношения к самой профессии, смыслу трудовой деятельности. Отсюда – главным содержанием перемен в профессиональной сфере можно считать возрастающий рост свободы, с одной стороны,  и с другой – необходимость самостоятельного выбора профессии. На современном этапе развития образования стремительно растет социальная значимость подготовки конкурентоспособных специалистов всех профессий, в том числе и педагогических. Профессиональная успешность молодых специалистов, возможность трудоустройства и дальнейшего личностно-профессионального роста в значительной мере обусловлено качеством учебно-воспитательной работы университета. Проблема самоопределения личности в профессиональной деятельности приобретает особую актуальность для будущих социальных педагогов, поскольку низкий уровень их самоопределения нередко приводит к неудачам в профессиональной деятельности. Важным направлением совершенствования профессиональной подготовки социальных педагогов в настоящее время является содействие личностно-профессиональному росту студентов, формированию высокого уровня профессионального самоопределения и потребности в достижении профессиональной самореализации. Проблема профессионального самоопределения является наиболее значимой для студентов первого курса, в которых происходит формирование специальных способностей и качеств характера в связи с профессионализацией, принятие требований будущей профессии и осознания своего места в структуре профессиональной деятельности. Ориентация студентов на профессиональную действие и сознательное прогнозирования профессионального будущего является неотъемлемой составляющей всего учебно-воспитательного процесса высших учебных заведений. Реализация данной задачи положена в основу обеспечения профессионального самоопределения будущих специалистов в системе учебно-воспитательной работы университета, поскольку университет – это открытая социокультурная система, за счет большого количества специальностей, значительного количества студентов, межкафедральных связей и связей между специальностями, способствует профессиональному становлению и самоопределению будущих специалистов. Таким образом, современные социально-экономические изменения, которые происходят в сфере образования и на рынке труда предусматривают необходимость совершенствования содержания, форм и методов подготовки молодежи к успешному профессиональному выбору и формирования своей перспективной профессиональной траектории. Осуществление указанного выбора требует целенаправленного процесса, целью которого является выявление своего будущего назначения. Поэтому одной из приоритетных задач системы образования РФ на сегодня является профессиональное самоопределение молодежи, что и обусловило актуальность нашего исследования. Проблема подготовки подрастающего поколения к профессиональному самоопределению была в центре внимания многих исследователей. Так, психолого-педагогическим и организационным основам подготовки молодежи к выбору будущей профессии посвящены работы М.В. Фирсова, Е.Г. Студеновой, С.Ю. Шаловой, . Е.И. Холостовой, Г.И. Климантовой и др. Как философскую категорию профессиональное самоопределение рассматривал А. Джура, Г. Москалик, Стоян и др. Общим теоретическим проблемам формирования готовности к профессиональному самоопределению в будущей трудовой деятельности посвящен ряд исследований К. Абульхановой-Славского, Л. Филатовой, Н. Уфимцевой и др. Ведущее место проблема подготовки личности к выбору профессии занимает также в концепции зарубежных ученых: Е. Гинзберга, Д. Холланда, Д. Дьюи, А. Маслоу, Д. Сьюпера и др. В исследованиях А.М. Пановой, Е. И. Холостовой, В.П. Жукова, О.Н. Соловьевой представлены пути и средства оптимизации профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей, в частности характеристика профессионального самоопределения будущих учителей на этапе профессиональной подготовки представлена в исследованиях И.П. Скворцова П.Д. Павленока и др.

Читать дальше
В дипломной работе представлены теоретическое обобщение и предложено практическое решение научной проблемы профессионального самоопределения будущих социальных педагогов, что заключается в обосновании педагогического обеспечения и экспериментальной проверке педагогических условий обеспечения профессионального самоопределения будущих социальных педагогов в системе учебно-воспитательной работы университета. Результаты проведенного исследования показали эффективность решения поставленных задач и дали основания для формулирования таких выводов: 1. Проанализировано состояние разработанности проблемы в педагогической теории и практике высших учебных заведений, определены сущностную характеристику базовых понятий исследования. Выяснено, что профессиональное самоопределение личности является важной составляющей процесса социализации и выступает для личности основой, фактором, условием ее профессионального становления. Профессиональное самоопределение личности представлено как процесс сознательного выбора, поиска и нахождения смысла в профессиональной деятельности, на основе самопознания, сопоставление своих возможностей требованиям профессии в течение трудового пути человека. Предложена классификация этапов профессионального самоопределения личности. Профессиональное самоопределение будущих социальных педагогов определен как процесс вхождения личности в сферу социально-педагогической профессиональной деятельности на основе самопознания, сопоставление своих возможностей требованиям профессии социального педагога с целью самореализации и осознание себя как будущего профессионала социальной сферы. 2. Система учебно-воспитательной работы университета определена как совокупность элементов, взаимодействие которых обусловливает высокую степень организации учебно-воспитательного процесса, который должен обеспечивать профессиональное самоопределение студентов и целостное развитие личности через организацию различных видов деятельности – познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной, творческой, досуговой и тому подобное. Сущность профессионального самоопределения студентов заключается в динамическом процессе самореализации личности во время профессиональной подготовки в высшем учебном заведении, в ходе которого студент осознает и реализует личностные и социально-профессиональные потребности и возможности, сопоставляя их с требованиями профессии. Особенностями профессионального самоопределения студентов в системе учебно-воспитательной работы университета является: подтверждение правильности профессионального выбора или его коррекция средствами учебно-воспитательной работы университета; осознание студентом сущности профессиональной деятельности и себя как будущего профессионала; развитие внутренней готовности планировать и реализовывать профессиональные намерения; формирование профессионального самосознания; сопоставление своих возможностей и потребностей во время профессиональной подготовки в университете с требованиями профессии; формирование и развитие профессиональных качеств и умений; утверждение субъективной позиции к будущей профессии в процессе обучения в университете. 3. Представлены критерии и показатели профессионального самоопределения будущих социальных педагогов: информационный (знания о будущей профессиональной деятельности, о требованиях к личности социального педагога, знание базовых понятий и терминов профессионального самоопределения) ценностно-мотивационный (наличие мотивации выбора данной профессии, интерес к профессионально ориентированных дисциплин, согласования личностных и профессиональных ценностей); прогностический (наличие профессиональных намерений и планов, определение профессиональной цели, этапов ее достижения, видение резервных и альтернативных вариантов профессионального роста); эмоциональный (удовлетворенность профессиональным выбором, положительное эмоциональное отношение к выбранной специальности, удовлетворенность процессом обучения); волевой (способность к профессиональному росту, активность личности в реализации собственной позиции, стремление к саморазвитию и самообразованию). Определены уровни сформированности показателей профессионального самоопределения будущих социальных педагогов (пассивный, ситуативный, оптимальный), предоставлено их содержательные характеристики и предложены 9-балльную шкалу их оценки. На констатирующем этапе эксперимента засвидетельствовано преимущественно пассивный и ситуативный уровне сформированности показателей профессионального самоопределения будущих социальных педагогов экспериментальных и контрольных групп - ситуативный уровень КГ - 57,89% (55 студентов) и ЭГ - 56,95% (60 студентов) пассивный уровень КГ - 26,31% (25 студентов) и ЭГ - 27,81% (29 студентов); оптимальный уровень КГ - 15,79% (15 студентов) и ЭГ - 15,24% (16 студентов). 4. Педагогическое обеспечение профессионального самоопределения будущих социальных педагогов представлен как теоретико-методический комплекс, который служит основой для активизации личностных ресурсов будущих социальных педагогов и возможностей учебно-воспитательной работы университета с целью эффективного профессионального самоопределения будущих социальных педагогов.
Читать дальше
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // Парламентская газета от 5 января 2002 г. № 2-5. 2. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 19 ст. 2334. 3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. № 147н (с изм. от 29.09.2014) «Об утверждении Макета профессионального стандарта» // Российская газета от 5 июня 2013 г. № 119. 4. Абрамовских Н. В. Концепция адаптивной системы подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук : спец. 13.00.08 / Абрамовских Н. В. - Челябинск, 2010. – 30 с. 5. Агентство стратегических инициатив. Официальный сайт. // URL: http://old.asi.ru/npi/more/?ID=2512 (дата обращения 10.12.2015). 6. Аксютина З. А. Углубленная профессиональная подготовка социальных педагогов в педагогическом ВУЗе: дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.08 / З. А. Аксютина. – Омск, 2006. – 223 с. 7. Баркер Р. Словарь социальной работы / Сокр. Пер. с англ. – М., 2014. – С. 108-109. 8. Богданова И. М. Пути и средства совершенствования социально-педагогической подготовки будущих специалистов / И.М. Богданова // Наука и образование, 2014. - № 1-2. – С. 116-119. 9. Галагузова Ю.Н. Теория и практика системной профессиональной подготовки социальных педагогов: дис. доктора пед. наук. – М., 2001. – 344 с. 10. Гапагузова Ю. Н. Теория и практика системной профессиональной подготовки социальных педагогов: дис. ... д-ра пед. наук : спец. 13.00.08 / Ю. Н. Галагузова. – М., 2001. – 373 с. 11. Горбушина М.В. Формирование правовой компетентности у будущих специалистов социальной работы в процессе профессиональной подготовки в вузе: автореферат диссертации... кандидата педагогических наук. – Ульяновск, 2007. – 22 с. 12. Гукасова Г. С. Особенности подготовки социального педагога в системе современного образования [Текст] / Г.С. Гукасова // Молодой ученый, 2012. - №9. – С. 277-279. 13. Деева Е.В Культура здоровья будущего социального работника. / Становление профессии «социальный работник»: опыт и перспективы. // Материалы 3-ей Международной практической Internet-конференции. 24-28 октября 2012 года. – Тамбов: Издательство ТГУ имени Г.Р. Державина, 2012. – 243 с. 14. Деева Е.В. Компетентность здоровье-сбережения как условие успешной профессиональной деятельности социального работника. / Проблемы формирования профессионализма специалистов социальной работы: материалы 2-й научно-практической конференции с международным участием / ФГАОУ ВПО «Рос. гос. Проф.-пед. ун-т». – Екатеринбург, 2014. – С. 13-18. 15. Деникин А. В. Педагогическая этика социального педагога/ А.В. Деникин // Социология образования. – 2007. - № 5. – С. 27-34. 16. Ефремова О.И. и др. Становление готовности будущих педагогов-психологов к профессиональному труду на этапе вузовского образования: Монография // отв. ред. О.И. Ефремова; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Таганрогский гос. пед. ин-т им. А.П. Чехова». Таганрог, 2011. 17. Ефремова О.И. Мифологизированные компоненты профессионального сознания будущих психологов образования и их коррекция // Научно-методический журнал «Концепт», 2012. - № 55. – С. 26-30. 18. Ефремова О.И. Уровни и показатели готовности будущих педагогов-психологов к профессиональному труду // Вестник Таганрогского государственного педагогического института, 2012. - № 1. – С. 146-151. 19. Заглодина Т.А. Копинг-стратегии как методы профилактики синдрома эмоционального выгорания у молодых специалистов по социальной работе. / Проблемы формирования профессионализма специалистов социальной работы: материалы 2-й научно-практической конференции с международным участием / ФГАОУ ВПО «Рос. гос. Проф.-пед. ун-т». – Екатеринбург, 2014. – С. 52-57. 20. Кипурова С.Н., Малий Д.В. Сущность профессионального самоопределения студента ВУЗа // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки, 2014. – Выпуск № 4-2. – С. 108-116. 21. Кобышева Л.И. Профессиональное самоопределение будущих социальных педагогов в условиях высшей школы // Мир науки, 2014. – Выпуск 3. / URL: http://mir-nauki.com/PDF/15PMN314.pdf 22. Кобышева Л.И. Психолого-педагогическое сопровождение формирования личностных качеств социального педагога в условиях вузовского образования // Научное мнение, 2013. - № 4. – С. 142-145. 23. Кобышева Л.И., Кротова А.П. Самоопределение как условие становления профессионализма будущих педагогов // Общество: социология, психология, педагогика, 2012. - № 2. – С. 95-103. 24. Кудрявцев Т.В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности / Т.В. Кудрявцев, В.Ю. Шегурова // Вопросы психологии, 1983. – №2. – С.51-59. 25. Курбатов В.И. Стратегия делового успеха. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 342 с. 26. Леонова В.И. Предварительная диагностика подготовленности будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности в заведениях социальной защиты детей // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика», 2013. - № 2. – С. 86-89. 27. Макина А. И. Профессиональные стандарты по социальной работе: место и роль в социальной сфере [Текст] / А. И. Макина, К.В. Чмых // Экономика, управление, финансы: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). – Пермь: Меркурий, 2014. – С. 121-123. 28. Минтруд России. Официальный сайт. // URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/ (дата обращения 10.12.2015). 29. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 200 с. 30. Нагорнова А.Ю. Условия профессиональной подготовки будущих педагогов к коррекции психических состояний учащихся // Бизнес. Образование. Право // Вестник Волгоградского института бизнеса. 2011. № 3 (16). – С. 223-230. 31. Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. Официальный сайт. // URL: http://nspkrf.ru/ (дата обращения 10.12.2015). 32. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. Учеб. Пособие. 4-е издание. – Москва: «Дашков и Кo», 2012. – 512 с. 33. Правительство России. Официальный сайт. // URL: http://government.ru/ (дата обращения 10.12.2015). 34. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «22» октября 2013 г. № 571н «Профессиональный стандарт. Социальный работник». 35. Российская энциклопедия социальной работы / Под ред. А.М. Панова и Е.И. Холостовой. Т.2. – М.. Институт социальной работы, 2014. – 404 с. 36. Скворцов И.П. О некоторых проблемах модернизации содержания и механизмов социальной работы в современных условиях. / Проблемы формирования профессионализма специалистов социальной работы: материалы 2-й научно-практической конференции с международным участием / ФГАОУ ВПО «Рос. гос. Проф.-пед. ун-т». – Екатеринбург, 2014. – С. 24-30. 37. Соловьева О.Н.Профессионализация кадров и повышение престижа профессии «Социальная работа». Конспект лекций. – М: Редакционно-издательский комплекс ИПК ДСЗН, 2015. – 50 с. 38. Социальная работа: Учебник для бакалавров/Е.И. Холостова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. – 612с. 39. Социальные изменения российского общества в контексте глобального кризиса. / Под общей редакцией В.П. Жукова. – Москва: Издательство РГСУ, 2010. – 516 с. 40. Справочное пособие по социальной работе / Под. ред. А.М. Панова, Е. И. Холостовой. – М.: Юристъ, 2013. 41. Таланова С.И. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников [Текст] / С И. Таланова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – С. 226-228. 42. Уфимцева Н.Ф. Профессионально-правовая подготовка специалистов социальной сферы. / Проблемы формирования профессионализма специалистов социальной работы: материалы 2-й научно-практической конференции с международным участием / ФГАОУ ВПО «Рос. гос. Проф.-пед. ун-т». – Екатеринбург, 2014. – С. 122-127. 43. Филатова Л. Этический кодекс – основа профессиональной деятельности // Социальная педагогика. – 2003. - № 2. – С. 109-114. 44. Филинская З.З. Практическая подготовка будущих социальных педагогов в высших учебных заведениях: дис. ... Канд. пед. наук: спец. 13.00.04 – СПб, 2015. 45. Фирсов М.В. Теория социальной работы: Учеб. Пособие дополн. / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 512 с. 46. Шалова С.Ю. Профессиональные ценности в системе ценностных ориентаций студентов педвуза //Интернет-журнал «Науковедение», 2013. - №3 (16). / URL: http://naukovedenie.ru/sbornik48ПВН313.pdf 47. Энциклопедия социальных практик в Российской Федерации / Под ред. Е.И. Холостовой, Г.И. Климантовой. – М.: Дашков и Ко, 2014.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ книги Бердяева "истоки и смысл русского коммунизма"
Количество страниц:
11
Оригинальность:
98%
Год сдачи:
2017
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image