Введение 3 Глава 1. Сущность и значение теории библиографии 6 1.1. Генезис библиографии 6 1.2. Сущность и значение теории библиографии. Основные концепции 10 1.3. Структура библиографии 12 Глава 2. Библиографоведение как научная дисциплина 15 2.1. Библиографоведение как научная дисциплина: структура, взаимосвязи с другими науками. 15 2.2. Библиографоведение и смежные науки 18 Заключение 21 Список литературы 24

Библиографоведение в системе наук

курсовая работа
Литература
25 страниц
72% уникальность
2015 год
135 просмотров
Амалякова Э.
Эксперт по предмету «Библиография»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Сущность и значение теории библиографии 6 1.1. Генезис библиографии 6 1.2. Сущность и значение теории библиографии. Основные концепции 10 1.3. Структура библиографии 12 Глава 2. Библиографоведение как научная дисциплина 15 2.1. Библиографоведение как научная дисциплина: структура, взаимосвязи с другими науками. 15 2.2. Библиографоведение и смежные науки 18 Заключение 21 Список литературы 24
Читать дальше
В первой половине XX в. продолжалось накопление библиографоведческого знания. Возникновение и развитие библиографической науки происходил в результате осмысления библиографами сущности библиографической деятельности и обобщения ее опыта. В сравнении с историей библиографии, библиографоведение — очень молодая научная дисциплина. Ей нет и полувека. В изучении истории библиографии, методики составительской работы наиболее значительны заслуги Богдана Степановича Боднарского (1874-1968), Николая Васильевича Здобнова (1888-1942), Михаила Николаевича Куфаева (1888-1948), Евгения Ивановича Шамурина (1889-1962), Константина Романовича Симона (1887-1966), Павла Наумовича Беркова (1896-1969), Михаила Аркадьевича Брискмана (1904-1975) и других ученых. Обладая обширными знаниями не только библиографии, но также истории культуры, в том числе мировой, осмысленным опытом составления библиографических пособий, они создали множество трудов, вошедших в золотой запас науки. Появление термина стало «библиография» свидетельством достаточно высокого уровня развития и самой библиографии, и ее самосознания.


Студентам интересна цена курсовой работы по педагогике. Для того чтобы рассчитать стоимость курсовой работы, заполняйте форму заказа.


. Впоследствии терминологические стандарты по библиографии, как и все ГОСТы, пересматривали, уточняли и дополняли, но кардинальные новации первого ГОСТа остаются в силе. [6] С одной стороны, положение о неразрывном единстве библиографической науки и практики способствовало изучению библиографической деятельности и особенно библиографической продукции, с другой стороны приводило к преобладанию описательного метода. [1] В состав библиографии как науки вводили любые характеристики небиблиографических произведений печати, включая рецензии и научные обзоры, рассматривали их как особый вид библиографии, именуемой «критической библиографией». Отрицание самостоятельности общебиблиографической теории было особенно присуще специалистам в области отраслевой библиографии. Они руководствовались преимущественно законами и положениями обслуживаемых научных дисциплин. Более обстоятельная характеристика идей и трудов названных выше ученых будет дана в следующих главах. На развитии библиографической мысли негативным образом сказался также господствовавший в советской библиографии с конца 20-х до середины 80-х гг. XX в. классовый подход в оценке ее явлений и научных позиций. Тяжело читать многие публикации тех десятилетий, особенно 30-х гг. — столько в них политических обвинений в меньшевизме, идеализме, отступлениях от принципа коммунистической партийности и т. п. Мартиролог репрессированных и пострадавших ученых и библиографов насчитывает десятки имен. Библиографоведение как относительно самостоятельная научная дисциплина, обладающая собственным предметом, методом, кадрами, профессиональной литературой, формируется в первые десятилетия второй половины XX в. Большую роль в данном отношении сыграло обсуждение в сборнике «Советская библиография», на научных конференциях учебника В. Н. Денисьева для библиотечных отделений культурно-просветительных училищ «Общая библиография» (М., 1954; переиздание в 1957 г.), а затем первого вузовского учебника по курсу «Общая библиография» (М., 1957). Молодые ученые Олег Павлович Коршунов (р. 1926), Валерий Алексеевич Николаев (1928-1972) и их единомышленники в итоге острой полемики сумели доказать, что предметом теории библиографии является не изучение произведений печати, а деятельность по информированию о них. [2] Тем самым было установлено принципиальное отличие библиографической деятельности от научной и литературной критики и открыт простор для развития подлинно научной теории библиографии. Формирование теоретических основ библиографоведения образовало основу для системной разработки понятийного аппарата библиографии. В этом отношении огромную роль сыграла стандартизация терминологии. Сотрудник Всесоюзной книжной палаты Иван Илларионович Решетинский (1918-1997) и другие специалисты, разработавшие первый ГОСТ 16448-70 Библиография. [3] Основные термины и определения стали первопроходцами в этом деле. Целью настоящей работы является изучение библиографоведения в системе наук. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи и рассмотреть вопросы: 1. Генезис библиографии 2. Сущность и значение теории библиографии. 3. Основные концепции 4. Структура библиографии 5. Библиографоведение как научная дисциплина: структура, взаимосвязи с другими науками. 6. Библиографоведение и смежные науки Предметом настоящей работы является библиографоведение как научная дисциплина. Структура настоящей работы включает: две главы, содержащие пять параграфов, введение и заключение, список использованных источников.

Читать дальше
Таким образом, в ходе настоящего исследования мы достигли цели, ркгиои а также пришли к следующим выводам. Существует 2 направления внутренней дифференциации библиографоведения: 1). Аспектное, включает 4 аспекта: теорию, историю, организацию и методику. 2).Объектное, представлено отдельными направлениями библиографической действительности, изучаемыми с точки зрения теории, истории, организации и методики. Также можно выделить: Общее библиографоведение - совокупность научных дирциплин, каждая из которых в определенном аспекте изучает библиографии в целом. Частное библиографоведение - совокупность научных дисциплин, каждая из которых рассматривает определенный фрагмент библиографического целого. В середине ХХ в. в итоге острой полемики формируется библиографоведение как относительно самостоятельная научная дисциплина, обладающая собственным предметом, методом, кадрами, профессиональной литературой. Большую роль в данном отношении сыграло обсуждение первого вузовского учебника по библиографии 1957 г. Молодые ученые О'п.Корпгунов, В.А.Николаев, И.И.РешетинскиЙ сумели доказать, что предметом теории библиографии является деятельность по информированию о произведениях печати, а не сами они Существует 2 направления внутренней дифференциации библиографоведения: 1). Аспектное, включает 4 аспекта: теорию, историю, организацию и методику. 2).Объектное, представлено отдельными направлениями библиографической действительности, изучаемыми с точки зрения теории, истории, организации и методики. Также можно выделить: Общее библиографоведение - совокупность научных дирциплин, каждая из которых в определенном аспекте изучает библиографии в целом. Частное библиографоведение - совокупность научных дисциплин, каждая из которых рассматривает определенный фрагмент библиографического целого. В середине ХХ в. в итоге острой полемики формируется библиографоведение как относительно самостоятельная научная дисциплина, обладающая собственным предметом, методом, кадрами, профессиональной литературой. Большую роль в данном отношении сыграло обсуждение первого вузовского учебника по библиографии 1957 г. Молодые ученые О'п.Корпгунов, В.А.Николаев, И.И.РешетинскиЙ сумели доказать, что предметом теории библиографии является деятельность по информированию о произведениях печати, а не сами они. Четверть века назад теоретические позиции библиографоведов разделялись по характеру отношения к объектам библиографии – документу и книге. В оппозиции, соответственно, находились книговедческое и документоведческое направления. Ныне весь корпус существующих библиографических концепций можно разделить на два направления: информационное (О. П. Коршунов, А. И. Барсук, Э. К. Беспалова, А. А. Гречихин, Т. В. Новожёнова, Н. А. Сляднёва) и когнитивно - или ноо-культурологическое (Л. В. Астахова, М. Г. Вохрышева, Н. Б. Зиновьева, Ю. С. Зубов, В. П. Леонов, В. А. Фокеев). Таким образом, научную рефлексию в сфере отечественной библиографии мы обнаруживаем уже на ранних этапах её развития, однако в виде более или менее завершенных концепций библиографоведения предстаёт лишь во 2 половине 20 – начале 21 века – времени формирования библиографии как самостоятельного социального института. Авторы выше упомянутых работ развивают свои концепции в режиме научного диалогизма: в чём-то соглашаются друг с другом, отчасти уточняют, дополняют, развивают определенные положения, нередко полемизируют. Библиография, как любой другой достаточно сложный феномен общественной жизни, характеризуется универсальностью связей с миром, обусловленной вхождением в самые разные области человеческой деятельности. Способность к взаимодействием позволяет рассматривать её в контексте самых разных явлений – информации, коммуникации, документалистики, книжного дела, культуры, образования и т.д. Всякий раз при этом формируются новые подходы и концепции, открываются дополнительные возможности её теоретического осмысления и практического развития. В настоящее время в массовом профессиональном сознании библиография связывается лишь с продублированными в новых специально библиографических документах сведениях об библиографируемом тексте, что резко сужает ареал действия и реальную значимость библиографии. Мы вводим в сферу библиографии выходные и выпускные сведения, сноски, другие данные, идентифицирующие тот или иной текст и помещенные в различных текстах разного функционального назначения, в том числе рефератах, рецензиях. Итак, современная теория библиографии в долгу перед библиографической практикой. Информационно-технологическая парадигма, востребованная в социальной коммуникации, пока не имеет добротного содержания Наполнение ее законами, концепциями, методологическими принципами практическими следствиями и рекомендациями - актуальная задача практиков-новаторов и нового поколения библиографоведов-теоретиков. Отправная база для этого существует: это научно-революционная парадигма 1970 - 1980-х гг. и историческое наследие более ранних периодов. Тем не менее, важно понимать, что времени для разработки и утверждения новой парадигмы библиографии осталось очень мало – существует опасность, что профессия библиотекаря-библиографа станет таким же анахронизмом, как античное ремесло библиографа-переписчика книг. ?
Читать дальше
1. Антонова, С. Г. Библиографоведение: вчера, сегодня, завтра / С. Г. Антонова // Научные и технические библиотеки. – 2010. – № 2. – С. 95-100. 2. Астахова, Л. Б. Библиография как научный феномен : монография / Л. В. Астахова; МГУК. – Москва, 2009. – 338 с. 3. Барсук, А. И. Библиографоведение в системе книговедческих дисциплин / А. И. Барсук. – Москва: Книга, 2009. – 206 с. 4. Бакун, Д. Н. Взгляд в глубь времён / Д. Н. Бакун // Мир библиографии. – 2011. – № 1. – С. 10-16. 5. Беспалова, Э. К. Библиографоведение: научная и педагогическая практика / Э. К. Беспалова // Библиография. – 2010. – № 4. – С. 16-34. 6. Библиография : общий курс / под ред. д-ра пед. наук О. П. Коршунова. – Москва: Книга, 1981. – 511 с. 7. Библиографоведение как научная дисциплина // https://sites.google.com/site/zubova63ov/teoria-bibliografii/5 8. Библиотечная энциклопедия / Российская государственная библиотека; гл. ред. Ю. А. Гриханов. – Москва: Пашков дом, 2009. – 1300 с. : ил. 9. Вохрышева, М. Г. Процесс развития современных библиотек с позиции синергетики / М. Г. Вохрышева, Т. М. Кузьмишина // Научные и технические библиотеки. – 2012. – № 6. – С. 4-13. 10. Вохрышева, М. М. Теория библиографии : учеб. пособие / М. Г. Вохрышева. – Самара : Изд-во СГАКИ, 2009. – 368 с. 11. Гречихин, А. А. Информационно-управленческая концепция библиографии / А. А. Гречихин // Мир библиографии. – 2010. - № 3. – С. 14 - 21. 12. Гречихин, А. А. Общая библиография: теоретико-методологические основы : учеб. пособие / А. А. Гречихин. – Москва, 2009. – 180 с. 13. Диомидова, Г. Н. Библиография: общий курс / Г. Н. Диомидова. – Москва : Книжная палата, 2010. – 239 с. 14. Диомидова Г.Н. Библиографоведение: учебник для средних профессиональных учеб. заведений / Г. Н. Диомидова. – СПб. : Профессия. – 2009. – 288 с. – (Серия «Библиотека»). 15. Когнитографическая концепция библиографии // Библиография. – 2009. - № 6. – С. 25 – 41. 16. Коготков, Д. Я. Библиографическая деятельность библиотеки : организация, управление, технология : учебник / Д. Я. Коготков ; науч. ред. д-р пед. наук Г. В. Михеева ; под общ. ред. д-ра пед. наук О. П. Коршунова. – Санкт-Петербург : Профессия, 2012. – 304 с. 17. Коршунов, О. П. Библиографоведение: общий курс : учеб. издание. – Москва: Книжная палата, 2010. – 229 с. 18. Моргенштерн, И. Г. Общее библиографоведение : учеб. пособие для студентов по специальности “Библиотечно-информационная деятельность” / И.Г. Моргенштерн; ЧГАКИ; науч. ред. проф. Г.В. Михеева. – Санкт Петербург: Профессия, 2009. – 208 с. 19. Соколов, А. В. Вехи и альтернативы русской библиографии / А. В. Соколов // Библиография. – 2001. – № 6. – С. 3-23. 20. Справочник библиографа / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – 3-е изд., перераб. и доп. – Санкт-Петербург: Профессия, 2009. – 592 с. 21. СТРУКТУРА БИБЛИОГРАФИИ // http://lib-zm.ru/bibliography/5-struktura-bibliografii.html 22. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРИИ БИБЛИОГРАФИИ. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ // http://lib-zm.ru/bibliography/28-suschnost-i-znachenie-teorii-bibliografii-osnovnye-koncepcii.html 23. Фокеев, В. А. Библиография: экспликатация понятия / В. А. Фокеев // Мир библиографии. – 2010. – № 5. – С. 12-19. 24. Фокеев, В. А. Библиографическая информация: экспликация понятия / В.А. Фокеев // Мир библиографии. – 2009. - № 4. С. 14 – 18. 25. Фокеев, В. А. О современном отечественном библиографоведении / В. А. Фокеев // Мир библиографии. – 2011. – № 3. – С. 6-10. 26. Фокеев, В. А. Объектная структура библиографии / В. А. Фокеев // Мир библиографии. – 2009. – № 1. – С. 7-11. 27. Фокеев, В. А. Отечественное библиографоведение: науч. - практ. пособие / В. А. Фокеев. – Москва : Либерия-Бибиформ, 2010. – 184 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ книги Бердяева "истоки и смысл русского коммунизма"
Количество страниц:
11
Оригинальность:
98%
Год сдачи:
2017
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image