Введение 2 1. Социолог в библиотеке 5 2. Проблемное поле библиотечного социолога 12 3. Социологические исследования в библиотеках 19 Заключение 22 Список литературы 25

12. Социологическое сопровождение деятельности библиотеки

реферат
Социология
0 страниц
100% уникальность
2013 год
130 просмотров
Федяев П.
Эксперт по предмету «Социология труда»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 2 1. Социолог в библиотеке 5 2. Проблемное поле библиотечного социолога 12 3. Социологические исследования в библиотеках 19 Заключение 22 Список литературы 25
Читать дальше
Известно, что среди библиотечных работников мало профессиональных социологов. В то же время интерес к социологическим аспектам библиотечной деятельности растет. Сегодня очень многие библиотеки ведут собственные (пусть небольшие) исследования, анализируют свою работу, изучают спрос. Библиотекари чувствуют, понимают, что эта деятельность помогает не только получить актуальную информацию, но и найти верный тон в общении, с одной стороны, с пользователями, с другой – с властными структурами, с органами управления, определить эффективные способы функционирования в непростых экономических условиях.[2, c. 58] Социологический подход необходим для осмысления реального места Библиотеки вообще и каждой библиотеки в частности в постоянно меняющейся социокультурной среде.


Не понимаете, где диплом купить ? На помощь придёт Work5.


. «Страница социолога» предлагает именно такой подход к известным и обсуждаемым проблемам – «кто и зачем приходит сегодня в библиотеку», «современная библиотека и современный библиотекарь», «человек читающий», «информационные потребности современного человека и возможности их удовлетворения». Социологическое исследование - исследование социальных объектов, отношений, процессов, направленное на получение новой информации и выявление закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии. Виды исследований: 1) разведывательное (пилотажное) – предварительное обследование определенного процесса или явления, охватывающее небольшую совокупность и упрощенное по используемому инструментарию; 2) описательное – более сложный вид исследования, позволяющий составить относительно целостное представление о социальном явлении или процессе и использующий, как правило, несколько методов сбора данных; 3) аналитическое – самый сложный вид исследования, предполагающий не только изучение самого явления, но и его причины. Этапы проведения социологического исследования:[2, c. 82] 1. Вычленение актуальной социальной проблемы, требующей, по мнению ученого, первоочередного социологического исследования (внимание исследователей привлекает самый широкий круг проблем, охватывающих практически все многообразные проявления социальной жизни людей; мы для примера возьмем проблему безбилетного проезда в городском муниципальном транспорте). 2. Определение объекта (того, на что направлено внимание исследователя; в нашем случае – это пассажиры автобусов, троллейбусов и трамваев) и предмета исследования (свойств, характеристик объекта, подвергающихся непосредственному исследованию, например, материального положения и психологических особенностей пассажиров). 3. Постановка задач исследования: а) теоретических – изучение теории и методологии проблемы; б) прикладных – определение совокупности обстоятельств, проявлений, причин возникновения и развития данной проблемы (в нашем примере одной из задач исследования может быть выяснение того, почему люди не склонны уплачивать за проезд в городском транспорте). 4. Определение целей исследования, ориентированных на практическое разрешение данной проблемы (целью нашего исследования могла бы быть выработка мероприятий, побуждающих людей уплачивать за проезд в автобусах и троллейбусах). 5. Формулирование рабочей гипотезы – научного предположения, выдвинутого для объяснения сущности данной проблемы, которое должно либо подтвердиться, либо быть опровергнуто в результате исследования (предположим, что пассажиры не уплачивают за проезд, потому что у них, не бывает карманных денег). 6. Выработка инструментария – совокупности методов, которые предполагается использовать в данном исследовании (выбор методов обычно определяется не только особенностями объекта исследования, но и научно-организационными, материальными возможностями социолога) (для изучения нашей проблемы можно провести анкетные опросы и интервью, организовать наблюдение, изучить статистические данные). 7. Сбор первичной информации с использованием соответствующего инструментария (проведение анкетирования, интервьюирования, наблюдения и т.д.). 8. Обработка полученного материала, как правило, с помощью соответствующих компьютерных программ и иных аналитических технологий. 9. Анализ обработанной информации. Если результаты исследования подтверждают первоначальную гипотезу, на ее основе формулируется соответствующая теория, если – нет, выдвигаются новые гипотезы и проводится повторное исследование с использованием другого инструментария, других методов обработки информации и т.д.

Читать дальше
Учебники социологии называют библиотечное дело «полупрофессией». Те же учебники определяют профессию в полном смысле слова как организованное сообщество экспертов, которые обладают определенного рода эзотерическим знанием, используемым для решения конкретных практических задач. Профессия обладает механизмами обучения и особым механизмом вступления в профессию через экзамены и иные формальные процедуры. Кроме того, считается, что профессии должен быть присущ свой этический кодекс и, наконец, представители профессии рассчитывают не на жалованье, а на гонорары за свои услуги, при этом размер гонорара зависит от того, насколько успешными и эффективными были услуги. Подлинные профессионалы в этом смысле обычно являются независимыми частнопрактикующими специалистами. Очевидно, что моделью для этой концепции профессии послужили медицина и юриспруденция. Точнее говоря, медицина и юриспруденция в том виде, в каком они существовали раньше, поскольку гонорары, внутренний профессиональный кодекс этики, независимая практика – быстро исчезают из сегодняшней повседневности медицины и юриспруденции. В социологии профессий принято считать типичными полупрофессиями социальную работу, учительство, работу медицинской сестры и – библиотечное дело. Как видно из этих примеров, концептуальное различие между профессиями и полупрофессиями, возможно, более всего связано с различием между мужскими и женскими профессиями. Стоит добавить, что, по мнению социологов, дихотомия профессия/полупрофесссия не является незыблемой. Согласно теории профессионализма, «полупрофессионалам» нужно только подождать: превращение их в полных профессионалов так же неизбежно, как движение эскалатора. Однако, замечает тут Эбботт, эскалатор, на котором стоит библиотечное дело, почему-то не движется. Спустя столетие библиотечное дело кажется не ближе к цели, чем во времена М. Дьюи. Эбботт находит этому простое и печальное объяснение: нет эскалатора. Автоматического превращения полупрофессий в профессии не происходит.[10, c. 147] Будущее библиотечной профессии, как и других профессий, зависит, по Эбботту, от того, что произойдет с постоянно изменяющимся характером профессии в трех контекстах: в контексте более широких социальных и культурных перемен; в контексте других, конкурирующих, профессий; в контексте конкурирующих организаций и продуктов. На эти контекстуальные вызовы всякая профессия отвечает внутренними изменениями. В случае библиотечного дела это имеет свою специфику. В частности, длящийся долгое время конфликт между печатным текстом и изображением в настоящее время может иметь разнообразные последствия. Например, возможно, что все больше людей будет требовать, чтобы публичные библиотеки резко увеличили долю своих ресурсов, выделяемую на приобретение видеокассет, компакт-дисков с видеопрограммами и т.д. Обычно такие материалы получают за некоторую плату в пунктах видеопроката. Но у них возникает вопрос: если за «прокат» книг в публичных библиотеках они расплачиваются налогами, не внося непосредственно плату за пользование библиотекой, то почему в тех же библиотеках они не могут получать бесплатно и более важные, очевидно, для них носители информации. Таким образом, исследователь рано или поздно познает социальную реальность, присущие ей причинно-следственные связи, на основе которых развивает социологическую теорию, формулирует социальные законы, дает практические рекомендации по решению конкретных социальных проблем. Для достижения высокой степени научности полученного результата он должен руководствоваться следующими методологическими (то есть определяющими общую направленность исследования) принципами: 1) объективности – научного, непредвзятого отношения к исследуемому объекту; 2) историзма – рассмотрения объекта исследования в неразрывной связи с предшествующими и современными моменту исследования фактами, событиями и процессами; 3) сравнительного анализа – поиска и сравнения предмета исследования данного объекта с аналогичными объектами и предметами, выявление общего и особенного в них; 4) системного анализа – изучения объекта как системы.
Читать дальше
1. Дворецкая Г.В., Махварылов В.П. Экономика труда. - К., Высшая школа, 1990. 2. Дикарева А.Н., Мирская М.И. Социология труда. - М., Высшая Школа, 1989. 3. Дряхлов Н.И. Социология труда. - М., издательство Московского университета, 1995. 4. Кравченко А.И. Социология труда в XX веке. Историко-критический очерк. - М., Наука, 1987. 5. Рофе А. И. Экономика и социология труда. -М., Мик, 1996. 6. Рофе А.И., Ерохина Р.И., Пшеничный В.П., Стретенко В.Т. Экономика труда. - М., Высшая школа, 1995. 7. Остапенко Ю.М. Экономика и социология труда в вопросах и ответах: Учебное пособие — М.: ИНФРА-М, 2001. 8. Остапенко Ю.М. Экономика и социология труда: Учебно-практическое пособие. — М.: ГУУ, 2001. 9. Щербина В.В. Социология труда. - М., Издательство Московского университета, 1993. 10. О.В. Ромашов, Социологиятруда. - М.: “Гардарики”, 1999 11. Малая советская энциклопедия. Третье издание. Том 9. -М.: 1960
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image