Введение……………………………………………………………………3 Глава 1. Обида и обидчивость как предмет психологического исследования…………………………………………………………………….5 1.1. Общая психологическая характеристика обиды и обидчивости…5 1.2. Онтогенез обиды и обидчивости, психологические особенности их проявления в подростковом возрасте…………………………………………8 1.3. Проблема преодоления обиды и обидчивости в психологии……11 Выводы по 1 главе. Глава 2. Анализ методик исследования обиды и обидчивости а так же психологических особенностей их преодоления в подростковом возрасте..14 2.1 Контингент испытуемых, методы и методики исследования……14 2.2.Индивидуально - типические особенности проявления обиды и обидчивости……………………………………………………………………19 Заключение……………………………………………………………….27 Список литературы………………………………………………………29  

Методологическое обоснование к исследованию на тему "Психологические особенности проявления раздражительности, обидчивости и мстительности как негативных эмоциональных состояний в подростковом возрасте»

курсовая работа
Психология
30 страниц
47% уникальность
2022 год
25 просмотров
Юхта А.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение……………………………………………………………………3 Глава 1. Обида и обидчивость как предмет психологического исследования…………………………………………………………………….5 1.1. Общая психологическая характеристика обиды и обидчивости…5 1.2. Онтогенез обиды и обидчивости, психологические особенности их проявления в подростковом возрасте…………………………………………8 1.3. Проблема преодоления обиды и обидчивости в психологии……11 Выводы по 1 главе. Глава 2. Анализ методик исследования обиды и обидчивости а так же психологических особенностей их преодоления в подростковом возрасте..14 2.1 Контингент испытуемых, методы и методики исследования……14 2.2.Индивидуально - типические особенности проявления обиды и обидчивости……………………………………………………………………19 Заключение……………………………………………………………….27 Список литературы………………………………………………………29  
Читать дальше
Обида — распространенная эмоция, как у детей, так и у взрослых, однако многие не знают, как ее понять и контролировать (даже во взрослом возрасте). Среди различных негативных переживаний особое место занимает обида. С одной стороны, сигнализируя о нарушении социального контакта, он побуждает человека к его восстановлению, являясь позитивным регулятором социальных взаимодействий. С другой стороны, частые жалобы могут способствовать замкнутости в себе, на собственных переживаниях, фиксации, трансформации в обиду как качество и черту характера человека, вплоть до ее патологических проявлений.


Наши менеджеры помогут купить курсовую работу срочно , оформи заявку на сайте.


. Актуальность теоретического анализа определяется также требованиями практики. Сама по себе обида является нормальной реакцией, сигнализирующей о нарушении социального контакта. В то же время есть много людей, которые нуждаются в особой помощи, чтобы преодолеть это эмоциональное переживание. Обида, становясь чертой характера, способствует формированию соответствующего типа личности, нарушает его адаптационные возможности. Таким образом, актуальность нашего исследования вытекает из следующего: между важностью и значимостью изучения обиды и обиды как психологических явлений, характеризующих эмоционально-личностную сферу человека, и слабой их теоретической изученностью; Поэтому целью данного исследования было изучение методов диагностики и преодоления обиды и обидчивости подростков. Объектом исследования стали переживания обиды и обиды в подростковом возрасте. Предметом исследования являются психологические особенности обиды и обиды и условия их преодоления в подростковом возрасте. Цель исследования привела к постановке следующих основных задач:-рассмотреть теоретические основы обиды как отрицательного эмоционального состояния и обидчивости как свойства личности и условий их преодоления; - изучить проявления обиды и обиды у подростков и выявить их связь с различными психологическими факторами; описать и индивидуально охарактеризовать - типичные черты проявления обиды и обидчивости у подростков; -разработать и апробировать психологические тренинги, направленные на преодоление обиды и обиды у подростков и оценить эффективность проделанной работы. Исходя из поставленной цели, была сформулирована следующая гипотеза: Социально-психологический тренинг интегративного типа выступает эффективным средством обучения способам преодоления обиды и обиды у подростков. Теоретико - методологическую основу исследования составили: современные концепции эмоций (В.К. Вилюнас, 1976; Б.И. Додонов, 1975, 1978; К. Изард, 1980; Я. Рейковский, 1979; П.В. Симонов, 1981, 1982 и др.), общие положения личностно - деятельностного подхода в психологии (Л.С. Выготский, 1972, 1982; А.Н. Леонтьев, 1971, 1977 и др.), Основными методами исследования были: метод экспертизы, опросов, испытаний, изучение продуктов деятельности, наблюдение и оформление опытов, математические и статистические методы обработки материалов исследования. Использовались следующие методы исследования: опросник показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки (в адаптации А.К. Осницкого); Персональный опросник Г. Айзенка (подростковый вариант); тест «Акценты характера» А.Е. Личко (в модификации А.С. Прутченкова, А.А. Сиялова); методика «Самооценка личности» С.А. Будасси. Для статистической обработки данных использовали дихотомический коэффициент корреляции Пирсона, критерий f* - угловое преобразование Фишера. Практическое значение. Полученные данные могут быть положены в основу разработки и реализации программы, направленной на преодоление обиды и обидчивости в подростковом возрасте. Структура: работа состоит из введения, двух глав, концовки и списка использованной литературы. 

Читать дальше
Анализируя проведенные исследования, можно сделать следующие выводы: Мы рассматриваем обиду как негативное эмоциональное состояние, переживаемое как несправедливость и беспомощность, возникающее в результате несоответствия ожиданий и реального поведения субъектов во время взаимодействия, в ситуациях личностной значимости. В ходе анализа указываются функции, виды и особенности выражения обиды. Обида, характеризуемая как реактивное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее по типу кумулятивного развития, анализируется нами как истинная привязанность, эмоция и чувство. В основе аффекта обиды лежит пережитое состояние внутреннего конфликта, порожденное противоречиями между требованиями, предъявляемыми к человеку, а также к себе самому, и возможностью их удовлетворить. Обида может выступать как первичный аффект, после которого развивается актуальная эмоция гнева, или она может быть независимой — ситуативной эмоцией, производной от корневой эмоции гнева. Обида может быть отнесена к социальной, дизъюнктивной, самооценочной, т.е. связанной с оценочными отношениями и переживаниями самого «Я». Переход от ситуативного переживания обиды к устойчивой черте личности выступает как развитие эмоциональных реакций на оценку другими в переживаниях, основанных на самооценке человека. Анализ проблемы показал, что обидчивость в юношеском возрасте тесно связана с рядом факторов: агрессивностью, индивидуальными чертами личности и характера, особенностями межличностного взаимодействия, типом семейного воспитания, характером их травм. Для сенситивных подростков характерен высокий уровень агрессивной мотивации, недоверчивости, враждебности, раздражительности, косвенной агрессии, чувства вины. Среди акцентов характера наиболее распространены истерический, шизоидный, сенситивный, эпилептоидный типы. Для человека характерны высокий уровень невротизма, эмоциональная неблагополучность, личностная тревожность, экстернальность, самонаправленность, фрустрированная потребность в достижении успеха, высокий уровень самооценки. В межличностном общении обидчивые подростки испытывают социальный стресс, страх не оправдать ожиданий окружающих, что приводит к социальной дезадаптации. Основными типами отношения к окружающим являются покорный, эгоистичный, агрессивный, подозрительный тип. Выявленные в ходе теоретического анализа факторы, связанные с обидчивостью и обидчивостью, позволили выявить условия их преодоления: формирование эмоциональной децентрации, снижение агрессивности, развитие самооценки, обеспечение адекватного межличностного взаимодействия с окружающими. . Это значит, что преодолению обиды способствует снижение уровня агрессии по отношению к окружающим. Снижение уровня агрессии предполагает обучение адекватному межличностному взаимодействию. Известно, что адекватное взаимодействие возможно только через формирование эмоциональной децентрации. Считая, что обида является показателем уязвленного самолюбия, то есть необходимости развивать у подростка чувство собственного достоинства. Только при сочетании всех условий можно эффективно работать над преодолением обиды и обиды. Социально-психологический тренинг интегративного типа является эффективным способом обучения способам преодоления обиды и обиды. Программа состоит из трех этапов. Первый этап - организационный. Второй этап является основным этапом, который состоит из четырех серий мероприятий: первый цикл направлен на формирование эмоциональной децентрации; второй - для снижения агрессивности; третья - для развития самооценки; четвертое - обеспечивает адекватность межличностных отношений. Каждое из направлений развивается на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом. Третий этап — последний. На каждом этапе обучения мы рассмотрели задачи, методы, приемы и механизмы. Утверждение Программы молодежных обид и обид позволило сделать выводы о ее эффективности. В экспериментальной группе произошло достоверное снижение обидчивости, агрессии, тревожности и социального напряжения. Снижение страха самовыражения и страха не оправдать чужих ожиданий. Вырабатывалось доброжелательное, альтруистическое отношение к окружающим, а в качестве основного средства разрешения конфликтов использовались стратегии сотрудничества и компромисса. В качестве перспективы дальнейшей работы можно выделить изучение интеллектуальных особенностей уязвимых подростков, их взаимосвязь с эмоционально-личностными особенностями, а также построение экспериментальной работы в другие эпохи онтогенеза с целью выявления черт преодоления обиды и негодование. 
Читать дальше
1. Аверин В.Н. Психология детей и подростков. - С-Пб., 1998. - 379 с. 2. Алексеева А.В. (Веденичева) Особенности поведения застенчивых детей и методы их воспитания. Дис. канд. Псих. Наук. Ленинград, 1976. 3. Андреева Г.М. Социальная психология,- М., 1988. 429 с. 4. Аржанова А.И. Товарищество и дружба детей дошкольного возраста. Дис. канд. Псих. наук. Саратов, 1950. 5. Архипкина О.С. Реконструкция субъективного семантического пространства, означивающего эмоциональные состояния. / Вестник Московского университета, серия 14, психология, 1981, 2, с. 40-46. 6. Асмолов А.Г. Личность; психологическая стратегия воспитания. -М.,1985. 207с. 7. Бажин Е.Ф., Корнева Т.В., Эткинд A.M. Исследование образного уровня восприятия эмоций. / Психологический журнал, 1981, т. 2, 4, с. 81 — 84. 8. Баярд Р.Т., Баярд Д. Ваш беспокойный подросток: практ. Руководство для отчаявшихся родителей. / Пер. с англ. -М., 1991. -224 с. 9. Белкин А.С. Отклонения в поведении школьников. Свердловск, 1973. - 138 с. 10. Ю.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -Л., 1988.-398 с. 11. Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание. - М., 1986. - 311 с. 12. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М., 1961. -691 с. 13. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978. -309 с. 14. Бодалев А.А Восприятие человека человеком. Л., 1965. - 123 с. 15. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1994. - 19 с. 16. Бодалев А.А. Психология личности. -М., 1988. 187 с. 17. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.-464 с. 18. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. / Вопросы психологии, 1979, 1, с. 23 -25. 19. Большаков В.Ю. Психотренинг. -М., 1994. 315 с. 20. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. — М., 1978. -216 с. 21. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. -М., 1991. 141 с. 22. Васильев И.А. Гуманитарная и естественнонаучная парадигмы в современных исследованиях эмоций. / Психологический журнал, 1992, т. 13, 6, с. 80-89. 23. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. -М., 1980.- 192 с. 24. Вацлавик П. Как стать несчастным без посторонней помощи. / Пер. с англ. М., 1993,- 160 с. 25. Веккер Л.М. Психические процессы. Т. 3. Л., 1981. - 326 с. 26. Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии.-М., 1976.-494 с. 27. Грэхэм Д. Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик. -М., 1993.-206 с. 28. Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. Л., 1978.- 142 с. 29. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. М., 1993. - 336 с. 30. Додонов Б.И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности. / Вопросы психологии, 1975, 4, с. 21 - 33. 31. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии. / Вопросы психологии, 1972, 6, с. 168-171. 32. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. - 76 с. 33. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. / Психология индивидуальных различий: Тексты. М., 1982. - 290 с. 34. Личко А.Е. Эти трудные подростки: записки психиатра. Л., 1983. -126 с. 35. Орлов Ю.М. Саногенное размышление обиды. М., 1996. - 36 с. 36. Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся. / Вопросы психологии, 1994, 3, с. 61- 68. 37. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. / Психологический журнал, 1996, т. 17, 5, с. 3-18. 38. Словарь практического психолога. / Сост. С.Ю. Головин. Минск. 1997.-800 с. 39. Фурманов И.А. Детская агрессивность. Минск, 1996. - 192 с. 40. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. -М., 1996. -327с. 41. North J. Wrongdoing and forgiveness. / Philosophy. 1987. N 62. P.499 -508. 42. Patton J. Is humen forgiveness posible? Nashville, TN: Abingdon, 1985.1. Опросник для педагогов.1 .Если ли в Вашем классе обидчивые дети?
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации
Количество страниц:
20
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Право
курсовая работа
Развитие трудовых навыков у детей среднего дошкольного возраста посредством аппликации.
Количество страниц:
30
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Дошкольная педагогика
курсовая работа
Судебное следствие
Количество страниц:
30
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Уголовный процесс
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image