Введение…..……………………………………….……………….…………3 Глава 1. Понятие «городской текст» в литературе……………………….…7 1.1. Образ города в искусстве…..………………………………………7 1.2. Город в литературе и в жизни………….…………………………10 Глава 2. Городской текст в литературе реализма, модернизма и постмодернизма………………………………….……………………………15 2.1. Городской текст в произведениях реализма и модернизма (Н. В. Гоголь, А. С. Пушкин, Ф. М. Достоевский, зарубежные авторы)………….15 2.2. «Городской текст» в произведениях постмодернизма («Сказки старого Вильнюса» Макса Фрая, образ столицы в поэме «Москва-Петушки» В. Ерофеева).……………………………..………………….……23 Глава 3. Современная интерпретация образной системы «городской текст»………………………………………………………………………….28 3.1. Проблемы работы с понятием «городской текст» на уроках литературы……………………………………………………………………28 3.1.1. Задачи и условия работы с образами города в литературных произведениях….…….…….….….………………..……………..30 3.1.2. Разработка уроков по теме «Городской текст» в произведении А. С. Пушкина «Пиковая дама» (+ физминутка)..32 3.2. Городской текст и урбанистика……..…….…….………….…..….40 3.3. Блогеры-путеводители, квесты по городам……………….…..…..42 Заключение……………………………………………………………….……50 Список использованной литературы……………………………………..…54

Городской текст в произведениях реализма и постмодернизма

дипломная работа
Литература
50 страниц
91% уникальность
2021 год
220 просмотров
Харченкова Е.
Эксперт по предмету «Литература»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение…..……………………………………….……………….…………3 Глава 1. Понятие «городской текст» в литературе……………………….…7 1.1. Образ города в искусстве…..………………………………………7 1.2. Город в литературе и в жизни………….…………………………10 Глава 2. Городской текст в литературе реализма, модернизма и постмодернизма………………………………….……………………………15 2.1. Городской текст в произведениях реализма и модернизма (Н. В. Гоголь, А. С. Пушкин, Ф. М. Достоевский, зарубежные авторы)………….15 2.2. «Городской текст» в произведениях постмодернизма («Сказки старого Вильнюса» Макса Фрая, образ столицы в поэме «Москва-Петушки» В. Ерофеева).……………………………..………………….……23 Глава 3. Современная интерпретация образной системы «городской текст»………………………………………………………………………….28 3.1. Проблемы работы с понятием «городской текст» на уроках литературы……………………………………………………………………28 3.1.1. Задачи и условия работы с образами города в литературных произведениях….…….…….….….………………..……………..30 3.1.2. Разработка уроков по теме «Городской текст» в произведении А. С. Пушкина «Пиковая дама» (+ физминутка)..32 3.2. Городской текст и урбанистика……..…….…….………….…..….40 3.3. Блогеры-путеводители, квесты по городам……………….…..…..42 Заключение……………………………………………………………….……50 Список использованной литературы……………………………………..…54
Читать дальше
Актуальность исследования. Интерес к изучению городского текста в литературоведении возник во второй половине прошлого столетия. Исследование понятия городского текста связано с анализом специфики текста, который описывает образ города.


Доверьте написание магистерской диссертации в Краснодаре профессианалам Work5.


Вместе с тем, смысл понятия «городской текст», до сих пор остается не до конца изученным. Классическим считается подход В. Н. Торопов, который будет рассмотрен в рамках данного исследования. Городской текст занимает в литературном процессе значимое место, поскольку пространство (сема «город» несомненно является пространственной), как и время, входит в одну из ключевых формально-содержательных категорий литературы, введенную классиком российского литературоведения и теории искусства М. М. Бахтиным, – категорию хронотопа. Городской текст играет ключевую роль при формировании пространственной характеристики мира прозаического или поэтического произведения. Также через пространственные образы и их исключительные черты писатели и поэты могут задавать психологические характеристики своих героев, как это было, к примеру, сделано Н. В. Гоголем в поэме «Мёртвые души». Образ города занимает одно из наиболее существенных мест и в литературных произведениях модернистов, для которых было особенно важно показать свою индивидуальность и разрыв с традиционными нормами культуры в целом и литературы в частности. ХХ век является эпохой фрагментарного сознания. Модернизм связан и с переменами в сознании человека прошлого столетия, что также находит отражение в пространственных характеристиках литературных произведений данной эпохи. Монтажность произведения как значимая черта литературы модернизма и постмодернизма нашла свое отражение в логике пространства (и том числе в логике пространства города), на основе которой литераторы-модернисты выстраивали пространство в своих книгах. Постмодернизм как искусство об искусстве с его гипертекстами и ориентированностью на массовость успешно сочетает в себе сознательный демократизм и черты элитарности (такова, например, точка зрения Ролана Барта), что находит свое отражение и в городском тексте. Как известно, постмодернисты отводили важное место в литературном процессе не столько автору, сколько самому читателю-сотворцу, который наделялся обязанностью достраивать и досоздавать элементы литературного произведения. В особенности это связано с формированием собственного образа города читателями, которые обладают собственным опытом, не известным автору литературного произведения, и вследствие этого создают уникальные сочетания смыслов, которые в современном медиапространстве могут находить выражение благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий (например, можно предположить, что данное сотворчество читателей оказало некоторое влияние на повсеместное распространение и популярность блогов о путешествиях в современной медиасреде). Итак, необходимость уточнения содержания понятия «городской текст» и параметров, которые позволяют охарактеризовать его как литературоведческий термин в современной научной парадигме, а также анализ его отражения в русской и зарубежной литературе реализма, модернизма и постмодернизма как времени интенсивной урбанизации в крупных городах (например, таких, как Петербург и Москва в России), обусловила выбор темы данной выпускной квалификационной работы и составила его актуальность. Степень изученности проблемы. Несмотря на то, что тема кажется неплохо изученной, есть множество работ таких исследователей, как В. В. Абашев, Н. П. Анциферов, А. А. Базаров, В. Н. Буртонова, Р. Барт, В. А. Викторович, Ю. Р. Горелова, Ю. И. Кагарлицкий, Ю. В. Лобанова, Ю. М. Лотман, А. В. Люликова, Ю. М. Малыгина, Е. М. Мелетинский, Т. В. Рябкова, В. Н. Торопов, а также Joseph Conrad и Robert Louis Stevenson и др., — проблема эволюции «городского текста» от реализма к постмодернизму, проблема влияния «большого стиля» на конкретное состояние «городского текста» еще не ставилась. Объектом работы стали такие литературные произведения, как «Пиковая Дама» А. С. Пушкина, «Невский проспект» Н. В. Гоголя, «Петербургские сновидения в стихах и прозе» и «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Сказки старого Вильнюса» Макса Фрая, «Москва-Петушки» В. Ерофеева и др., а также избранные (наиболее популярные) литературные туристические маршруты. Предмет — специфика функционирования понятия «городской текст» в литературе реализма, модернизма и постмодернизма, а также во внелитературном контексте. Методами исследования являются: - анализ документов; - описание; - сравнительный анализ; - систематизация полученных данных. Цель выпускной квалификационной работы — исследовать особенности городского текста в литературе реализма, модернизма и постмодернизма, а также отметить экстралингвистический особенности функционирования данного понятия на примере литературных туристических маршрутов. Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи: - дать определение понятиям образа города и городского текста; - изучить специфику городского текста в произведениях реализма, и модернизма на примере текстов Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского; - рассмотреть особенности городского текста в произведениях постмодернизма на примере «Сказок старого Вильнюса» Макса Фрая и поэмы «Москва-Петушки» В. Ерофеева; - проанализировать современную интерпретацию образной системы понятия «городской текст»; - сформулировать проблемы работы с понятием «городской текст» на уроках литературы; - рассмотреть городской текст в контексте урбанистики; - обозначить тенденции и перспективы развития литературных туристических маршрутов на примере блогеров-путеводителей и квестов по городам. Теоретическая и практическая значимость исследования. Поскольку в данном исследовании рассматриваются особенности функционирования понятия городского текста в литературном и во внелитературном контексте, результаты данной выпускной квалификационной работы могут быть полезны для дальнейшего и более глубокого и детализированного анализа специфики образа города в литературе, а также литературных путешествий в условиях внедрения информационных технологий и трансформации аудитории. Результаты исследования могут быть интересны для широкого круга представителей научного сообщества – филологов и лингвистов, исследователей журналистики, массовой коммуникации и связей с общественностью, социологии, географии, психологии и др. Структура ВКР представлена введением, описывающим актуальность исследования, тремя главами, разделенными на параграфы, в которых анализируются особенности понятия «городской текст» на примере литературных произведений, а также литературных туристических маршрутов, заключением, подводящим итоги и формулирующим основные результаты работы, а также списком использованной литературы. Объем работы — 55 страниц.  

Читать дальше
В ходе выполнения данной выпускной квалификационной работы была достигнута поставленная во ведении цель — а именно исследованы особенности городского текста в литературе реализма, модернизма и постмодернизма, а также отмечены экстралингвистические особенности функционирования данного понятия на примере литературных туристических маршрутов. Для этого было дано определение понятиям образа города и городского текста, была изучена специфика городского текста в произведениях реализма, и модернизма на примере текстов Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевскиго, были рассмотрены особенности городского текста в произведениях постмодернизма на примере «Сказок старого Вильнюса» Макса Фрая и поэмы «Москва-Петушки» В. Ерофеева, была проанализирована современная интерпретация образной системы понятия «городской текст», были обозначены основные проблемы работы с понятием «городской текст» на уроках литературы, было рассмотрено понятие «городской текст» в контексте урбанистики, а также были намечены некоторые тенденции и перспективы развития литературных туристических маршрутов на примере блогеров-путеводителей и квестов по городам. Городской текст играет в литературе важную роль, поскольку пространство, как и время, входит в одно из ключевых понятий литературного текста – хронотопа. Городской текст играет важную роль при создании пространственной характеристики литературного произведения. Также посредством образа города и его особенных черт писатели и поэты могут создавать характеристики персонажей, как это было блестяще показано Н. В. Гоголем в поэме «Мёртвые души». Образ города занимает одно из центральных мест также и в литературе постмодернизма, когда значительное место отводится в литературном процессе не автору, а читателю, который достраивает и досоздает многие элементы литературного произведения. Если реалисты активно пользовались городским текстом для раскрытия психологической составляющей характера своих героев, а также для создания особой атмосферы литературного произведения, то в произведениях модернистов и тем более постмодернистов можно отметить такую черту, как создание независимого образа города: город становится как бы состоятельным персонажем в литературном произведении, что позволяет значительно расширить знаковую систему той или иной книги. Так, можно сделать вывод о том, что городской текст является одним из наиболее значимых компонентов для любого литературного произведения любой из рассмотренных в рамках данной выпускной квалификационной работы культурной эпохи. Когда литературные произведения придают городскому воображению реальность, городские изменения, в свою очередь, способствуют смене литературных текстов. Именно текстуальность воспринимается как постоянное взаимное построение урбанизма и художественной литературы. В выпускной квалификационной работе был проведен анализ русской и зарубежной литературы на предмет использования «городского текста». В результате анализа был сделан вывод о том, что обогащение современной парадигмы гуманитарного знания новым инструментарием исследования литературных произведений, образа города в частности, позволяет исследовать данное явление более детально сквозь призму понятия «городской текст» и его составляющих. Обращение к этой проблеме объясняется изменениями в национальном сознании, которые привели к желанию осмыслить город как категорию культуры, целостный символическое пространство. Вторая половина XIX века характеризуется интенсивным развитием городов, среди которых Петербург в России и Лондон в Англии являются наиболее развитыми. Выдающимися писателями, занимающими доминирующее положение в английской литературе второй половины XIX века, считаются Ч. Диккенс и У. Теккерей, чьи произведения являются наилучшим материалом для исследования образа Лондона второй половины XIX века. В России образ Петербурга описывали Н. В. Гоголь, А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой. Например, одна из ключевых характеристик Петербурга — двойственность образа города. Её можно проследить и в описаниях интерьеров, и — экстерьеров. Дома Петербурга в «Пиковой даме» Пушкина и «Петербургских сновидениях в стихах и прозе» Достоевского– это мрачные, таинственные особняки с множеством потаенных дверей, черными выходами, узкими коридорами и лестницами, именно они позже станут одной из «визитных карточек» города, которая хорошо передает дух Петербурга. Блестящая наружность Петербурга – это освещенные парадные, старинные особняки, дорогие кареты, мелькание лиц, дорогих одежд. Городских пейзажей в петербургском городском тексте практически нет. Нечастые упоминания о погоде, как правило, символичны: это истинная сущность Петербурга – ветер, холод, темнота и пустота. В ходе выполнения практической части исследования — разработки блока уроков по теме «Городской текст» в произведении А. С. Пушкина «Пиковая дама» — было разработано три урока, которые подразумевают изучение образа города посредством трех важных элементов: общее представление города, изображение города через персонажей и представление образа города посредством элементов местности. Итогом разработанных уроков станет знакомство учащихся с понятием «городской текст» и его особенностями, а также выработка навыков поиска элементов городского текста в произведениях. Ещё одним значимым выводом данного исследования является такое предположение, как возможность обретения литературным городским текстом самостоятельной жизни вне произведения. Это связано с развитием литературного туризма и так называемого трэвел-блогерства и возможно благодаря тому, что в современном глобализированном мире все большее значение приобретает туристическая сфера. Литературный туризм является одним из наиболее перспективных направлений культурно-познавательного туризма. Основными целями литературного туризма являются сочетание литературного и географического дискурсов для наиболее полного и всеобъемлющего погружения туристов в контекст той или иной, в частности, российской, культуры, а также в целом развитие туристического сектора экономики России или конкретного региона. Литературные экскурсии позволяют формировать необходимые для литературоведов и филологов «литературные гнёзда», «литературные урочища», геокультурные образы ландшафта, а также литературные микрогеографии той или иной местности. По мнению исследователей, чьи работы были изучены в рамках данного исследования, культурно-познавательный туризм (и его подвид – литературный туризм) является перспективным направлением развития так называемых креативных индустрий. Под креативными индустриями в современной, ориентированной на услуги экономике подразумеваются такие секторы экономики, в которых основным ресурсом извлечения прибыли является интеллектуальная собственность. В этой связи литературный туризм является одной из ключевых, подающих надежды составляющих туристического сектора российской экономики. Таким образом, литературное пространство города становится значимой отправной точкой для формирования различного рода туристических маршрутов, поскольку литература – культурное наследие – является тем объединяющим звеном, которое известно и доступно как различным поколением одного государства, так и туристам, приехавшим из другим из других стран (например, ни для кого не секрет, что роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является «экспортным» товаром, другими словами, данное произведение пользуется значительной популярностью у зарубежной публики и, как следствие, нередко можно встретить туристические маршруты по Москве, которые основаны на городском тексте из литературного пространства данного булгаковского произведения).  
Читать дальше
Актуальность исследования. Интерес к изучению городского текста в литературоведении возник во второй половине прошлого столетия. Исследование понятия городского текста связано с анализом специфики текста, который описывает образ города. Вместе с тем, смысл понятия «городской текст», до сих пор остается не до конца изученным. Классическим считается подход В. Н. Торопов, который будет рассмотрен в рамках данного исследования. Городской текст занимает в литературном процессе значимое место, поскольку пространство (сема «город» несомненно является пространственной), как и время, входит в одну из ключевых формально-содержательных категорий литературы, введенную классиком российского литературоведения и теории искусства М. М. Бахтиным, – категорию хронотопа. Городской текст играет ключевую роль при формировании пространственной характеристики мира прозаического или поэтического произведения. Также через пространственные образы и их исключительные черты писатели и поэты могут задавать психологические характеристики своих героев, как это было, к примеру, сделано Н. В. Гоголем в поэме «Мёртвые души». Образ города занимает одно из наиболее существенных мест и в литературных произведениях модернистов, для которых было особенно важно показать свою индивидуальность и разрыв с традиционными нормами культуры в целом и литературы в частности. ХХ век является эпохой фрагментарного сознания. Модернизм связан и с переменами в сознании человека прошлого столетия, что также находит отражение в пространственных характеристиках литературных произведений данной эпохи. Монтажность произведения как значимая черта литературы модернизма и постмодернизма нашла свое отражение в логике пространства (и том числе в логике пространства города), на основе которой литераторы-модернисты выстраивали пространство в своих книгах. Постмодернизм как искусство об искусстве с его гипертекстами и ориентированностью на массовость успешно сочетает в себе сознательный демократизм и черты элитарности (такова, например, точка зрения Ролана Барта), что находит свое отражение и в городском тексте. Как известно, постмодернисты отводили важное место в литературном процессе не столько автору, сколько самому читателю-сотворцу, который наделялся обязанностью достраивать и досоздавать элементы литературного произведения. В особенности это связано с формированием собственного образа города читателями, которые обладают собственным опытом, не известным автору литературного произведения, и вследствие этого создают уникальные сочетания смыслов, которые в современном медиапространстве могут находить выражение благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий (например, можно предположить, что данное сотворчество читателей оказало некоторое влияние на повсеместное распространение и популярность блогов о путешествиях в современной медиасреде). Итак, необходимость уточнения содержания понятия «городской текст» и параметров, которые позволяют охарактеризовать его как литературоведческий термин в современной научной парадигме, а также анализ его отражения в русской и зарубежной литературе реализма, модернизма и постмодернизма как времени интенсивной урбанизации в крупных городах (например, таких, как Петербург и Москва в России), обусловила выбор темы данной выпускной квалификационной работы и составила его актуальность. Степень изученности проблемы. Несмотря на то, что тема кажется неплохо изученной, есть множество работ таких исследователей, как В. В. Абашев, Н. П. Анциферов, А. А. Базаров, В. Н. Буртонова, Р. Барт, В. А. Викторович, Ю. Р. Горелова, Ю. И. Кагарлицкий, Ю. В. Лобанова, Ю. М. Лотман, А. В. Люликова, Ю. М. Малыгина, Е. М. Мелетинский, Т. В. Рябкова, В. Н. Торопов, а также Joseph Conrad и Robert Louis Stevenson и др., — проблема эволюции «городского текста» от реализма к постмодернизму, проблема влияния «большого стиля» на конкретное состояние «городского текста» еще не ставилась. Объектом работы стали такие литературные произведения, как «Пиковая Дама» А. С. Пушкина, «Невский проспект» Н. В. Гоголя, «Петербургские сновидения в стихах и прозе» и «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Сказки старого Вильнюса» Макса Фрая, «Москва-Петушки» В. Ерофеева и др., а также избранные (наиболее популярные) литературные туристические маршруты. Предмет — специфика функционирования понятия «городской текст» в литературе реализма, модернизма и постмодернизма, а также во внелитературном контексте. Методами исследования являются: - анализ документов; - описание; - сравнительный анализ; - систематизация полученных данных. Цель выпускной квалификационной работы — исследовать особенности городского текста в литературе реализма, модернизма и постмодернизма, а также отметить экстралингвистический особенности функционирования данного понятия на примере литературных туристических маршрутов. Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи: - дать определение понятиям образа города и городского текста; - изучить специфику городского текста в произведениях реализма, и модернизма на примере текстов Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского; - рассмотреть особенности городского текста в произведениях постмодернизма на примере «Сказок старого Вильнюса» Макса Фрая и поэмы «Москва-Петушки» В. Ерофеева; - проанализировать современную интерпретацию образной системы понятия «городской текст»; - сформулировать проблемы работы с понятием «городской текст» на уроках литературы; - рассмотреть городской текст в контексте урбанистики; - обозначить тенденции и перспективы развития литературных туристических маршрутов на примере блогеров-путеводителей и квестов по городам. Теоретическая и практическая значимость исследования. Поскольку в данном исследовании рассматриваются особенности функционирования понятия городского текста в литературном и во внелитературном контексте, результаты данной выпускной квалификационной работы могут быть полезны для дальнейшего и более глубокого и детализированного анализа специфики образа города в литературе, а также литературных путешествий в условиях внедрения информационных технологий и трансформации аудитории. Результаты исследования могут быть интересны для широкого круга представителей научного сообщества – филологов и лингвистов, исследователей журналистики, массовой коммуникации и связей с общественностью, социологии, географии, психологии и др. Структура ВКР представлена введением, описывающим актуальность исследования, тремя главами, разделенными на параграфы, в которых анализируются особенности понятия «городской текст» на примере литературных произведений, а также литературных туристических маршрутов, заключением, подводящим итоги и формулирующим основные результаты работы, а также списком использованной литературы. Объем работы — 55 страниц.  
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Участники проекта. Роль и функции основных участников. В открытии кондитерской
Количество страниц:
35
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Менеджмент
курсовая работа
Анализ и источники использования оборотного капитала предприятия ООО «ВОСХОД»
Количество страниц:
40
Оригинальность:
91%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Финансовый менеджмент
курсовая работа
Мотивация труда как социологический феномен.
Количество страниц:
30
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Социология управления
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image