Введение 3 Глава 1. Теоретические основы выявления нарушения лексико-грамматической структуры предложения у детей с общим недоразвитием речи 5 1.1 Лингвистические и психо-лингвистические представления о лексико-грамматической структуры предложения 5 1.2 Закономерности и этапы формирования лексико-грамматической структуры предложения у детей с общим недоразвитием речи 10 1.3 Механизмы и симптоматика нарушения лексико-грамматической структуры предложения у детей с общим недоразвитием речи 14 Глава 2. Методические основы выявления нарушения лексико-грамматической структуры предложения у детей с общим недоразвитием речи 22 2.1 Обоснование и описание методики выявления нарушения лексико-грамматической структуры предложения у детей с общим недоразвитием речи 22 2.2 Обоснование и описание основных подходов в логопедической работе к преодолению нарушений лексико-грамматической структуры предложения у детей с общим недоразвитием речи 29 Заключение 36 Список использованных источников 38

Исследование нарушения лексико-грамматической структуры предложения у детей с общим недоразвитием речи

курсовая работа
Педагогика
40 страниц
75% уникальность
2021 год
47 просмотров
Снеговская Н.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы выявления нарушения лексико-грамматической структуры предложения у детей с общим недоразвитием речи 5 1.1 Лингвистические и психо-лингвистические представления о лексико-грамматической структуры предложения 5 1.2 Закономерности и этапы формирования лексико-грамматической структуры предложения у детей с общим недоразвитием речи 10 1.3 Механизмы и симптоматика нарушения лексико-грамматической структуры предложения у детей с общим недоразвитием речи 14 Глава 2. Методические основы выявления нарушения лексико-грамматической структуры предложения у детей с общим недоразвитием речи 22 2.1 Обоснование и описание методики выявления нарушения лексико-грамматической структуры предложения у детей с общим недоразвитием речи 22 2.2 Обоснование и описание основных подходов в логопедической работе к преодолению нарушений лексико-грамматической структуры предложения у детей с общим недоразвитием речи 29 Заключение 36 Список использованных источников 38
Читать дальше
Актуальность темы. Лексико-грамматическая структура предложения играет важную роль в становлении правильной связной устной, а в дальнейшем, и письменной речи. Неполноценность лексико-грамматического оформления речевого предложения затрудняет его понимание слушателем. Развитие лексико-грамматической структуры предложения ребенка является важнейшим условием его социализации, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, а также самоорганизации поведения, формировании речевых связей. Неразвитость лексико-грамматической структуры предложения дошкольников с нарушением речи отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует овладению знаниями по программе дошкольного образовательного учреждения. Проблема формирования лексико-грамматической структуры предложения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (далее ОНР) является актуальной в настоящее время. Это обусловлено тем огромным значением, которое оказывает лексическо-грамматической строй речи для развития общения, познавательной деятельности дошкольника и для формирования предпосылок успешного обучения в школе.


Торопитесь сделать заказ отчета по преддипломной практике в Казани , пока не наступил дедлайн.


. Сформированный лексико-грамматический строй речи – важное условие успешности обучения ребенка в школе. От его сформированности зависит успешность обучения и социализация детей с общим недоразвитием речи. Таким образом, тема нашего исследования актуальна, так как своевременное выявление особенностей лексико-грамматической структуры предложения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и их коррекция позволят успешно подготовиться к обучению в школе и, соответственно, к социализации в обществе детям данной категории. Цель исследования: исследование нарушения лексико-грамматической структуры предложения у детей с общим недоразвитием речи. Объект исследования: лексико-грамматическая структура предложения у детей с общим недоразвитием речи. Предмет исследования: нарушение лексико-грамматической структуры предложения у детей с общим недоразвитием речи. Задачи исследования: – рассмотреть лингвистические и психо-лингвистические представления о лексико-грамматической структуры предложения; – раскрыть закономерности и этапы формирования лексико-грамматической структуры предложения у детей с общим недоразвитием речи; – выявить механизмы и симптоматика нарушения лексико-грамматической структуры предложения у детей с общим недоразвитием речи; – обосновать и описать методики выявления нарушения лексико-грамматической структуры предложения у детей с общим недоразвитием речи. Методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической, лингвистической литературы, синтез, обобщение. Методологическая основа исследования явились концепции общей и специальной психологии, педагогики (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин), представления о структуре и проявлениях нарушений в речевом развитии старших дошкольников (Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, Р. И. Лалаева) и закономерностях и условиях развития лексико-грамматического строя речи в онтогенезе (А. Н. Гвоздев, С. Н. Цейтлин). Практическая значимость исследования заключается в том, что знание содержания работы по формированию лексико-грамматической структуры предложения у детей с общим недоразвитием речи, методов и приемов работы будет способствовать повышению эффективности коррекционно-развивающей деятельности, готовности ребенка к школьному обучению. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Читать дальше
Овладение лексико-грамматическим строем языка – обязательное условие формирование полноценного речевого общения, подобно тому, как познание объективных признаков предметов многообразных отношений между ними – необходимое условие правильного пользования этими предметами. Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста – одна из основных задач обучения и воспитания. Развитие лексико-грамматической стороны речи происходит на протяжении всего дошкольного возраста. К концу дошкольного возраста лексико-грамматическая сторона речи при нормальном речевом развитии должна быть сформирована. Дети с ОНР испытывают затруднения при усвоении лексико-грамматической стороны речи. Ведущим дефектом при ОНР являются нарушения лексико-грамматического строя речи. Данные нарушения ведут к тому, что ребенок неправильно овладевает собственной речью и неверно формулирует собственные речевые высказывания. Отклоняющееся от нормы усвоение закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения. Для ОНР характерна развернутая фразовая речь, включающая элементы недоразвития лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторон речи. Звуки произносятся не дифференцированно: один звук может заменять сразу несколько звуков этой же или близкой к нему фонетической группы. Например, недостаточно четко произносимый мягкий звук [с] заменяет собой его твердый вариант («сяпоги»), звук [ш] (шуба - «сюба»), [щ] (щетка - «сётка»). Сложные в произнесении звуки заменяются более простыми по артикуляции звуками. Можно наблюдать замены звуков, при которых звук в различных словах произносится по-разному. Отмечаются смешения звуков, при которых в изолированном положении ребенок некоторые звуки произносит верно, а при включении этих звуков в слова и предложения происходит взаимозамена. Активный словарь преимущественно включает в себя существительные и глаголы. Словарь признаков развит недостаточно. Можно отметить ошибки в согласовании числительных с существительным, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов. Дети плохо понимают изменения значения слов, которые выражаются приставками и суффиксами. Проявляются затруднения в различении морфологических элементов, которые выражают значение числа и рода, в понимании логико-грамматических структур, которые выражают причинно-следственные и пространственно-временные связи слов в предложении. Дети способны повторить отраженно за логопедом слова, состоящие из трех-четырех слогов. Однако в собственной речи они нередко сокращают количество слогов. Множество ошибок проявляются в перестановке и заменах звуков и слогов, сокращении при стечении согласных в слове. Для выявления нарушения лексико-грамматической структуры предложения у детей с общим недоразвитием речи были подобраны методики и предложены подходы в логопедической работе к преодолению нарушений лексико-грамматической структуры предложения у детей с общим недоразвитием речи. Полученные результаты могут иметь практическое значение в качестве рекомендаций для логопедов, педагогов, родителей детей с ОНР III уровня.
Читать дальше
1. Арапов, М. В. Активный словарь / М. В. Арапов // Языкознание: БЭС. – Москва, 2012. – 122 с. 2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва, 2016. – 290 с. 3. Арушанова, А. Г. Формирование грамматического строя речи / А. Г. Арушанова. – Москва : Академия, 2016. – 240 с 4. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. – Москва : Хранитель, 2017. – 309 с. 5. Ахутина, Т. В. Порождение речи: нейролингвистический анализ синтаксиса /Т. В. Ахутина. Москва: Издательство ЛКИ, 2007. – 216 с. 6. Борисенко, М. Г. Наши пальчики играют / М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. – Санкт-Петербург : «Паритет», 2016. – 144 с. 7. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский – Москва: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2013. – 1008 с. 8. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова. – М.: «ВЛАДОС», 2014. – 680 с. 9. Векшин, Н. Н. Грамматика русского языка / Н. Н. Векшин. – Москва : Огни, 2016. – 263 с. 10. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи /А.Н.Гвоздев – Детство-Пресс, 2017. – 146 с. 11. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования / О. Е. Грибова. – Москва : ВЛАДОС, 2015. – 259 с. 12. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева– Екатеринбург: АРД ЛТД, 2017. – 152 с. 13. Жаренкова, Г. И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи //Школа для детей с ТНР /под ред. Р. Е. Левиной. Москва: Просвещение, 1961. – 238 с. 14. Захарова, А. В. К вопросу о развитии грамматического строя речи у детей дошкольного возраста / А. В. Захарова. – Москва : Эксмо, 2016. – 86 с. 15. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. Московский психолого-социальный институт. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 432 с. 16. Лаврентьева, А.И. Этапы становления антонимических отношений слов в детской речи / А.И. Лавреньтева // Проблемы детской речи: Материалы межвузовской конференции. – Санкт-Петербург: Образование, 2015. – 80 с. 17. Левина, Р. Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды / Ред.-сост. Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин. – Москва: АРКТИ, 2015. – 224 с. 18. Люблинская, А. А. Овладение словарным составом языка и усвоение понятий / А. А. Люблинская. – Москва, 2015. – 412 с. 19. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР / Р.И.Лалаева, Н.В. Серебрякова– СПб.: Союз, 2017. – 136 с. 20. Леонова, В. А. Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста / В. А. Леонова. – Москва : ВЛАДОС, 2017. – 312 с. 21. Лопатина, Л. В. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: сб. метод. рекомендаций / Л. В. Лопатина. Санкт-Петербург: Сага, 2006. – 271 с. 22. Мазанова, Е. В. Обследование речи детей с ОНР 4 - 7 лет. Методические указания / Е. В. Мазанова. – М. : Гном, 2014. – 40 с. 23. Мастюкова, Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии / Е. М. Мастюкова. – М. : Гном, 2012. – 95 с. 24. Маркова, А. К. Формирование грамматически правильной речи у детей / А. К. Маркова. – Москва : АСТ, 2014. – 351 с. 25. Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР / Н. В. Нищева. – Санкт-Петербург : ДЕТСТВОПРЕСС, 2014. – 236 с 26. Соловьева, О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду / О. И. Соловьева. – Москва, 2016. – 150 с. 27. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н. А. Стародубова. – Москва : «Академия», 2012. – 130 с. 28. Сохин, Ф. А. Задачи развития речи. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф. А. Сохин. – Москва, 2012. – 130 с. 29. Смирнова, Л. Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 6–7 лет с ОНР : пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей / Л. Н. Смирнова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2015. – 245 с. 30. Соботович, Е. Ф. Проявления стертых форм дизартрии и методы их диагностики / Е. Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольская // Дефектология. – 2014. – № 4. – С. 3-78. 31. Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции / Е. Ф. Соботович. – Москва : Классик стиль, 2014. – 400 с. 32. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е. И. Тихеева. – Москва, 2013. – 150 с. 33. Ткаченко, Т.А. В первый класс – без дефектов речи : учеб. - метод, пособие / Т.А. Ткаченко. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 112 с. 34. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты / Н. М. Трубникова. – Екатеринбург : Урал.гос.пед.ун-т, 2018. – 50 с. 35. Трубникова, Н. М. Логопедическая работа с детьми, имеющими разные формы речевой патологии / Н. М. Трубникова. – Екатеринбург : Урал.гос.пед. ун-т, 2015. – 51 с. 36. Туманова, Т. В. Дети с ОНР. Воспитание и обучение / Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева. – М. : Гном, 2000. – 214 с. 37. Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей / Т. А. Ткаченко. – М. : Издательство Гном и Д, 2013. – 112 с. 38. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – Москва: ВЛАДОС, 2012. – 287 с. 39. Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев. – Москва, 2012. – 120 с. 40. Филичева, Т. Б. Основы логопедии : учеб. для вузов / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: «Просвещение», 2017. – 390 с. 41. Флерина, Е. А. Разговорная речь в детском саду / Е. А. Флерина. – Москва : АСТ, 2017. – 300 с. 42. Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми : учебное пособие / Г. В. Чиркина. – Москва : АРКТИ, 2012. – 154 с. 43. Шевцова, Е. Е. Развитие речи ребенка от одного года до семи лет / Е. Е. Шевцова, Е. В. Воробьева. – Москва : Сфера, 2016. – 200 с 44. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г. С. Швайко; под ред. В. В. Гербовой. – Москва, 2013. – 140 с. 45. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г. Р. Шашкина. – Москва : Академия, 2013. – 240 с. 46. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин – М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 137 с. 47. Циркунова, Н. И. Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР / Н. И. Циркунова // Логопед. – 2013. – № 3. – С. 4-29. 48. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г. Р. Шашкина, Л. Г. Зернова. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с. 49. Щерба, Л.В. Языковая система и речевая деятельность / Л.В. Щерба– М.: Наука, 2014. – 135 с. 50. Ястребова, А. В. Учителю о детях с недостатками речи / А. В. Ястребова, Л. Ф. Спирова, Т. П. Бессонова. – Изд. 2-е. – Москва : АРКТИ, 2017. – 131 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Прецедент как источник права
Количество страниц:
45
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Теория государства и права
курсовая работа
Нарушение лексической стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Количество страниц:
36
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Логопедия
курсовая работа
Организация и основные направления работы органов социальной защиты населения в Москве
Количество страниц:
55
Оригинальность:
80%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image