Введение 3 Глава I. Теоретические аспекты работы по повышению учебной мотивации младших школьников 6 1.1. Учебная мотивация как необходимое условие эффективного обучения 6 1.2. Возрастные особенности формирования учебной мотивации у младших школьников 10 1.3. Методика работы по развитию мотивации к обучению у младших школьников 15 Выводы первой главы 18 Глава II. Экспериментальная работа по изучению уровня развития мотивации к обучению у младших школьников 21 2.1. Диагностика уровня развития мотивации к обучению у младших школьников 21 2.2. Рекомендации по повышению уровня развития мотивации к обучению у младших школьников 26 Выводы второй главы 33 Заключение 35 Литература 38 Приложение 1 41 Приложение 2 43

Пути повышения мотивации к обучению у младших школьников

курсовая работа
Педагогика
40 страниц
61% уникальность
2020 год
34 просмотров
Штанько А.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава I. Теоретические аспекты работы по повышению учебной мотивации младших школьников 6 1.1. Учебная мотивация как необходимое условие эффективного обучения 6 1.2. Возрастные особенности формирования учебной мотивации у младших школьников 10 1.3. Методика работы по развитию мотивации к обучению у младших школьников 15 Выводы первой главы 18 Глава II. Экспериментальная работа по изучению уровня развития мотивации к обучению у младших школьников 21 2.1. Диагностика уровня развития мотивации к обучению у младших школьников 21 2.2. Рекомендации по повышению уровня развития мотивации к обучению у младших школьников 26 Выводы второй главы 33 Заключение 35 Литература 38 Приложение 1 41 Приложение 2 43
Читать дальше
Проблема мотивации в качестве важнейшего структурного элемента в системе деятельности и поведения ‒ одна из центральных в психологии. Ее исследование имеет огромное значение, как для теории психологии, так и для ее практики. Мотивация, являясь стержнем психологии личности, обуславливает особенности и поведения и деятельности личности. К проблеме формирования у младших школьников положительной устойчивой мотивации учебной деятельности обращались многие признанные ученые, такие как М.А. Данилов, А.С. Макаренко, М.М. Пистрак, В.


Нам под силу даже аспирантский реферат в Сургуте . Закажите на Work5.


.А. Сухомлинский [20, с. 25]. Теоретические вопросы строения и развития мотивационной сферы личности широко представлены также в работах психологов Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.В. Карпова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.Д Шадрикова, П.М. Якобсона. Большой вклад в теорию мотивации внесли зарубежные ученые Б. Вайнер, Д. Брунер, Т. Новацкий, К. Томашевский, Х. Хекхаузен [4, с.158]. Актуальность исследования учебной мотивации в младшем школьном возрасте определяется тем, что именно в период обучения ребенка в начальной школе, когда учебная деятельность является в статусе ведущей деятельности, важно создать предпосылки мотивации учения. К концу обучения в начальной школе придать мотивации определенную форму, т.е. сделать ее устойчивым личностным образованием школьника. Мотивация как психологическая категория, исследована и раскрыта в работах Д.Аткинсона, Л.И. Божович, К.Левина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, а также во всех направлениях теории личности, разработанных такими учёными как А. Адлер, А. Бандура, А. Маслоу, К. Роджерс, Б. Скиннер, З. Фрейд, Э. Эриксон, А.К. Юнг и др. [4, с.215]. Ведущим видом деятельности младшего школьника является учение. Оно существенно изменяет мотивы его поведения, открывает новые источники развития познавательных и нравственных сил, произвольного поведения (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) [33, с. 210]. Особую актуальность приобретает изучение специфики развития учебной мотивации сферы личности детей младшего школьного возраста в контексте овладения ими учебной деятельностью. Актуальность проблемы формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности у младших школьников повлекла за собой выявление противоречия между потребностью в научно-методическом обеспечении процесса формирования устойчивой мотивации учебной деятельности у младших школьников и недостаточной методической разработанностью способов формирования мотивации. Процесс учебной мотивации младших школьников очерчивает круг вопросов, связанных как с личностными, так и с социальными аспектами их жизни. Цель: выявить психолого-педагогические условия формирования мотивации учения у младших школьников. Объект исследования: учебная мотивация младших школьников. Предмет исследования: формирование учебной мотивации младших школьников. Задачи исследования: 1. Проанализировать понятие «учебная мотивация» в психолого-педагогической литературе. 2. Выявить особенности формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте. 3. Определить этапы, методы и методики исследования. 5. Провести исследование учебной мотивации младших школьников. 6. Подобрать методы и приемы, способствующие повышению школьной мотивации. 7. Разработать рекомендации для родителей по формированию учебной мотивации младших школьников. Практическая значимость: рекомендации для педагогов и родителей как средства формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности у младших школьников могут быть использованы в работе учителя начальных классов. Методы и методики исследования: 1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение системного анализа изучаемых явлений, целеполагание. 2. Эмпирические: опрос, анкетирование, эксперимент, тестирование, анализ продуктов деятельности школьников. Методика М.Р. Гинзбурга. 3. Методы обработки и интерпретации данных. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложений.

Читать дальше
Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения и деятельности. Содержание мотивационной системы в целом определяет и содержание видов деятельности, характерных для человека. Мотивационная система определяет не только актуально осуществляемые деятельности, но и область желаемого, перспективу дальнейшего развития деятельности. Отсюда проблема мотивации относится к числу актуальных проблем в методологическом, теоретическом и в практическом отношении. В теоретической части работы, изучив психолого-педагогическую литературу, было рассмотрено понятие мотивации, где термин «мотивация» объясняется как совокупность движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, имеющей определенную целевую направленность. Было выявлено, что в числе факторов, которые косвенно влияют на мотивацию учения, оказываются явления разнородного характера. Сюда относится, во-первых, вся сфера жизни учащегося, связанная с процессом развития познавательных интересов, с познавательной деятельностью, самостоятельностью, активностью познания; во-вторых, развитие мотивации учения непосредственно связано с самочувствием школьника в учебном коллективе, а также с его жизненными целями и реальными перспективами после окончания школы. Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадии. • Первая стадия – возникновение потребностей. • Вторая стадия – поиск путей устранения потребности. • Третья стадия – определение целей (направления) действия. • Четвертая стадия – осуществление действия. • Пятая стадия – получение вознаграждения за осуществление действия. • Шестая стадия – устранение потребности. В ходе работы выяснилось, что к специфике формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности у младших школьников относится: • огромное влияние на мотивацию младших школьников коллектива, атмосферы в классе; • проявление реально существующих мотивов в успеваемости и активности в познавательной и общественной деятельности, выполнении дополнительных заданий, выяснении непонятных вопросов в классе после звонка, числе и характере вопросов к учителю, поднятии рук, в самостоятельном стремлении без прямого требования включиться в обсуждение на уроке; • обнаружение самостоятельно возникающих мотивов в стремлении младшего школьника к самостоятельной постановке задач и целей в зависимости от отметки учителя, в нежелании принять подсказку учителя или товарища; • проявление доминирующих мотивов в избирательном отношении младших школьников к отдельным предметам и видам деятельности, в достаточно устойчивом проявлении одного и того же мотива в разных ситуациях, в разных видах деятельности; • выражение положительных эмоций сопереживания в готовности к эмоциональному отклику, в переживании успеха – неуспеха товарищей, в обращении за сопереживанием к товарищу или учителю для снятия своей неуверенности, беспокойства; • проявление эмоций удовлетворения при контакте с учителем, при справедливо поставленной отметке в хорошей дисциплине и тишине на уроке, числе и характере реплик, восклицаний комментариев, мимике жестах, в выразительных движениях, в интонационной выразительности речи младших школьников. В результате проведенной диагностики были получены числовые данные об уровнях учебной мотивации младших школьников. По полученным результатам к высокому уровню относятся 31 % учащихся, к вышесреднему 27 %, к среднему уровню 33 %. К уровню ниже среднего и низкому уровню относятся 9 % учащихся. Таким образом, данные дети нуждаются в проведении программы по формированию учебной мотивации младших школьников. Были разработаны рекомендации педагогам и родителям по формированию учебной мотивации младших школьников.
Читать дальше
1. Антонова, Г.П. Обучаемость и внушаемость младших школьников // Вопросы психологии [Текст]/ Г.П. Антонова, И.П. Антонова. — 2010. — № 4. — 217 с. 2. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности [Текст] / В.Г. Асеев. — М.: Просвещение, 2014. — 160 с. 3. Березовин, H.A. Воспитание у школьников интереса к учению [Текст]/ H.A. Березовин, А.П. Сманцер. — Минск: Народная асфета, 2015. — 74 с. 4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]/ Л.И. Божович. — М.: Педагогика, 2012. — 512 с. 5. Волков, Б.С. Психология младшего школьника: учебное пособие [Текст]/ Б.С. Волков. — М.: КНОРУС, 2016. — 348 с. 6. Выготский, Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. Вопросы психологии [Текст]/ Л.С. Выготский. — М.: Педагогика, 2012. — 389 с. 7. Герасимова, А.С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии // Научные материалы международного форума и школы молодых ученых ИП РАН, раздел 2 [Текст]/ А.С. Герасимова. — М., 2014. — 98 с. 8. Гончарик, Л. В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации. Начальная школа № 11 [Текст]/ Л. В. Гончарик, — М.: Педагогика. 2014. — 116 с. 9. Гугучкина, Е. Е. Нестандартные уроки в начальной школе. Учитель. №4 [Текст]/ Е. Е. Гугучкина. — М.: Педагогика. — 2011. — 165 с. 10. Додонов, Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности. Вопросы психологии №4 [Текст]/ Б.И. Додонов. — М.: Педагогика. — 2014 . —45 с. 11. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст]/ Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2013. — 512 с. 12. Калашникова, Н.Г. Личностно ориентированный подход к формированию младшего школьника как субъекта учебной деятельности [Текст]/ Н.Г. Калашникова. — Барнаул: АКИП КРО, 2014. — 259 с. 13. Кулько, В.А. Формирование у учащихся умений учиться [Текст]/ В.А. Кулько, Т.Д. Цехмистрова. — М.: Просвещение, 2013. — 80 с. 14. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя [Текст]/ А.К. Маркова. — М.: Просвещение, 2010 — 314 с. 15. Маркова, А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников [Текст]/ А.К. Маркова, А.Б. Орлов, JI.M. Фридман. — М.: Педагогика, 2013. — 63 с. 16. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст]/ А.К. Маркова. — М.: Просвещение, 2013. — 96 с. 17. Маркова, А.К. Формирование интереса к учению школьников [Текст]/ А.К. Маркова. — М.: Педагогика, 2013. — 96 с. 18. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников [Текст]/ М.В. Матюхина. — М.: Педагогика, 2014. — 314 с. 19. Мухина, B.C. Детская психология [Текст]/ B.C. Мухина. – М.: Просвещение, 2015. — 272 с. 20. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста [Текст]/ под редакцией Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. — М.: 2011. — 279 с. 21. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы [Текст]/ под ред. Ж. И. Шиф. — М.: Просвещение, 2015. — 362 с. 22. Прихожан, А.М. Психологические проблемы нравственного воспитания школьников [Текст]/ А.М. Прихожан. — М.: 2012. — 452 с. 23. Рабочая книга школьного психолога [Текст]/ И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; под ред. И.В.Дубровиной. — М.: Просвещение, 2011. — 311 с. 24. Рахимов, А.З. Формирование мотивов учения школьников [Текст]/ А.З. Рахимов. — Уфа: 2013. — 429 с. 25. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]/ С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2012. — 416 с. 26. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы [Текст]/ под ред. И.В. Дубровиной. — М.: 2011. — 274 с. 27. Свиридова, И.А. Зависимость познавательного интереса учащихся от методов обучения // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст]/ И.А. Свиридова. — М.: Просвещение, 2011. — 160 с. 28. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология [Текст]/ Н.Ф. Талызина. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 288 с. 29. Филипов, М.М. Категория мотива и ее применение в педагогике // Вопросы обучения и воспитания Ч. 1 [Текст]/ М.М. Филипов. — Томск, 2014, — 212 с. 30. Шадриков, В.Д. Деятельность и способности [Текст]/ В.Д. Шадриков. — М.: Логос, 2015. — 317 с. 31. Шамова, Г.И. Активизация учения школьников [Текст]/ Г.И. Шамова. — М.: Педагогика, 2012. — 208 с. 32. Шпика, И.В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников // «Начальная школа» - № 2 [Текст]/ И.В. Шпика. — 2013. — 76 с. 33. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст]/ Д.Б. Эльконин. — М.: Просвещение, 2010. — 312 с. 34. Эльконин, Д.Б. Формирование учебной деятельности [Текст]/ Д.Б. Эльконин. — М.: Педагогика, 2012. — 230 с. 35. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника [Текст]/ Д.Б. Эльконин. — М.: Просвещение, 2014. — 64 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Москва и ее жители
Количество страниц:
20
Оригинальность:
53%
Год сдачи:
2020
Предмет:
История
курсовая работа
Пожизненное лишение свободы
Количество страниц:
28
Оригинальность:
51%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Уголовное право
дипломная работа
Управление персоналом и кадровая безопасность организации
Количество страниц:
71
Оригинальность:
53%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Менеджмент
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image