Введение…………………………………………………………………….3 Глава 1. Теоретические особенности игровых технологий в развитии коммуникативных качеств старших дошкольников…………………………..8 1.1. Сущность развития коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………8 1.2. Особенности современных игровых технологий в работе дошкольного образовательного учреждения…………………………….…….12 1.3. Влияние игровых технологий на развитие коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста………………….………….17 Выводы к главе 1……………………………………………….…………23 Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста через использование игровых технологий…………………………………………..24 2.1. Диагностика коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………..……….24 2.2. Программа для развития коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий………………………………………………………………………37 2.3. Анализ проведенного исследования………………………………57 Выводы к главе 2………………………………………………………….63 Заключение……………………………………………………………….64 Список литературы………………………………………………………66 Приложение А…………………………………………………………….71 Приложение Б……………………………………………………………..73

Использование игровых технологий в развитии коммуникативных качеств старших дошкольников.

дипломная работа
Педагогика
70 страниц
71% уникальность
2020 год
44 просмотров
Делидов А.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение…………………………………………………………………….3 Глава 1. Теоретические особенности игровых технологий в развитии коммуникативных качеств старших дошкольников…………………………..8 1.1. Сущность развития коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………8 1.2. Особенности современных игровых технологий в работе дошкольного образовательного учреждения…………………………….…….12 1.3. Влияние игровых технологий на развитие коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста………………….………….17 Выводы к главе 1……………………………………………….…………23 Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста через использование игровых технологий…………………………………………..24 2.1. Диагностика коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………..……….24 2.2. Программа для развития коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий………………………………………………………………………37 2.3. Анализ проведенного исследования………………………………57 Выводы к главе 2………………………………………………………….63 Заключение……………………………………………………………….64 Список литературы………………………………………………………66 Приложение А…………………………………………………………….71 Приложение Б……………………………………………………………..73
Читать дальше
Актуальность исследования. В последнее время во многих педагогических и просветительских изданиях часто публикуется информация о преимуществах игрового общения перед учителями. И это неудивительно, ведь в игре личность ребенка раскрывается более спонтанно, за счет того, что в процессе игровой деятельности снимается напряжение, дети ведут себя легче, раскованнее. Несколько исследований убедительно показали, что в дошкольном возрасте наблюдается четкая дифференциация детей в зависимости от их положения в группе: одни дети в возрасте 4-5 лет предпочтительны для большинства сверстников, другие не пользуются особой популярностью - либо отвергаются, либо остаются незамеченными. Опыт первых контактов со сверстниками становится основой дальнейшего социального и нравственного развития ребенка. Поэтому вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников, чрезвычайно важен. Анализируя качества и способности наиболее социальных детей, можно понять, что привлекает дошкольников, а что позволяет ребенку завоевать расположение сверстников. В конце концов, именно дети, которые доверяют себе, могут свободно общаться с окружающими их людьми. Дошкольный возраст в жизни ребенка становится предопределенным на все его будущее, с приходом ребенка в дошкольное образовательное учреждение ребенок начинает общаться с большим количеством новых людей, это учителя - специалисты образовательного учреждения, сверстники, посещающие детское учреждение, в некоторых случаях весь коллектив образовательного учреждения, родители сверстников.


Не хотите писать диплом сами? Попробуйте заказать написание дипломной работы по банкротству у Work5! Мы выполним работу в соответсвии со всеми требованиями вашего ВУЗа.


. Это взаимодействие позволяет ребенку понять мир межличностных отношений, различные виды деятельности и социальные функции людей [3, с. 105]. Социальные способности, умение общаться с окружающими людьми - неотъемлемая часть самореализации человека, его успешности в различных делах, расположения и любви к окружающим людям. Формирование этой способности - важное условие нормального умственного развития ребенка, а также одна из основных задач его подготовки к следующей жизни. Большинству детей не только дошкольного, но и школьного возраста очень трудно общаться со сверстниками, им неловко обращаться за помощью к взрослым, а в некоторых случаях они даже не реагируют на обращенную речь из-за смущения. Они не умеют поддерживать контакт, адекватно выражать свое отношение к людям, создают конфликты и сами ищут спасения. Развитие речи - успех каждого человека, поэтому коммуникативные навыки ребенка занимают особое место и ценность в образовательном процессе человечества и оцениваются как показатель высокого умственного развития. Коммуникативные навыки формируются в дошкольном возрасте, поэтому следует уделять внимание развитию коммуникативных навыков в дошкольных образовательных учреждениях [6, с. 96]. Актуальность темы также обусловлена огромной важностью общения для формирования личности, психики, развития и становления ребенка. Дети дошкольного возраста общаются для игровой деятельности, координируют свою игровую деятельность, помогают друг другу и делятся впечатлениями. Игра не возникает спонтанно, а развивается в процессе обучения. Как сильный стимул развития ребенка, он формируется под влиянием взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметным миром, обязательно с участием взрослого, не сразу, а на определенном этапе развития этого взаимодействия создается подлинно человеческая детская игра. В игре дошкольник развивается, общается, приобретает тот или иной опыт. Игра в руках опытного и грамотного педагога превращается в мощное оружие для развития и воспитания дошкольников, руководя процессом детской игры, организуя жизнь детей в игровой деятельности, педагог влияет на ребенка, его эмоции, чувства, поведение [7, с. 19]. Игра - одна из форм самостоятельной деятельности детей, в которой дети чувствуют себя комфортно, легко контактируют со своими сверстниками [8, с. 109]. Мотивы детской игры являются основным предметом рассмотрения при изучении психологических механизмов детской игры. Мотивы ребенка определяются, с одной стороны, желанием ребенка подражать взрослому, а с другой - желанием ребенка поддерживать внутреннюю логику действия. Согласно Л.С. Выготскому, «игра - это иллюзорная реализация неосуществимых тенденций» и «возникает из столкновения двух тенденций: образования обобщенного аффекта, связанного с желанием реализовать мотивы, которые еще не могут найти свое выражение из-за особенностей психического развития ребенка и сохраняя прежнюю тенденцию к немедленному осуществлению желаний» [12, с. 66]. В исследовании Н.В. Абрамовой изучались положение и положение ребенка в группе по отношению к успехам ребенка в конструктивной деятельности. Было показано, что рост успеха в этой деятельности увеличивает количество позитивных форм взаимодействия и повышает социометрический статус ребенка. Успех в деятельности положительно влияет на активность ребенка в общении и на положение ребенка в группе сверстников [1, с. 27]. Однако при оценке успеха любой деятельности важен не столько ее объективный результат, сколько признание этого успеха другими. Если окружающие признают успех ребенка, отношения с ним улучшаются. По мнению С.П. Баранова, успех в деятельности повышает активность детей в общении: они начинают реализовывать свои претензии, стремятся быть узнаваемыми. Узнавание других людей увеличивает активность детей в общении, а непризнание снижает ее: дети становятся пассивными, перестают общаться со взрослыми и сверстниками. Все это влияет на положение ребенка в группе [5, с. 157]. Итак, в основе успешного общения дошкольников лежит их активность - либо умение организовывать совместные игровые занятия, либо успех продуктивной деятельности. Есть еще одно направление работы, в котором феномен детской популярности анализируется с точки зрения потребностей ребенка в общении и степени удовлетворения этой потребности. В основе этих работ лежит позиция К.А. Абульхановой о том, что «формирование межличностных отношений и привязанностей основывается на удовлетворении коммуникативных потребностей». Если содержание общения не соответствует уровню коммуникативных потребностей субъекта, то привлекательность партнера снижается и, наоборот, адекватное удовлетворение базовых коммуникативных потребностей приводит к симпатии и предпочтениям конкретного человека, удовлетворившего эти потребности [2, с. 211]. Результаты экспериментальной работы, проведенной под руководством С.Л. Козловой, показали, что наиболее предпочтительными детьми были дети, проявляющие доброжелательное внимание к партнеру [28, с. 116]. Описывая обобщенный портрет популярного ребенка, Л.А. Венгер выделяет такие ключевые характеристики, как чувствительность к влиянию сверстников, доброжелательное внимание к другим, отзывчивость и адекватное содержание общения. Игровые технологии способствуют развитию именно таких качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе коммуникации в группе и вне ее [9, с. 85]. Объект исследования: коммуникативные качества старших дошкольников. Предмет исследования: процесс развития коммуникативных качеств старших дошкольников. Гипотеза исследования: коммуникативные качества старших дошкольников будут развиваться эффективнее, если использовать в работе с ними игровые технологии. Цель исследования: развивать коммуникативные качества старших дошкольников с помощью игровых технологий, включенных в программу. Задачи исследования: 1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; 2) провести диагностику коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста; 3) составить программу для развития коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий. 4) провести повторную диагностику и проанализировать полученные результаты. Теоретическую и методологическую базу исследования составили труды философов, социологов, педагогов и психологов по проблеме коммуникативного развития старшего дошкольного возраста (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Т.А. Репина, А. А. Рояк, В.С. Мухина, Т.В. Антонова, О.М. Гостюхина и др.). Методы исследования: теоретический анализ, изучение и анализ педагогического опыта, педагогический эксперимент, наблюдение. Практическая значимость исследования заключается разработке педагогических рекомендаций для воспитателей и анализ результатов внедрения игровых технологий в педагогический процесс старшей группы дошкольного учреждения, для формирования коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста. База исследования: детский сад №12 города Омск, 40 старших дошкольников 5 – 6 лет. Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы. Также каждая глава имеет выводы.

Читать дальше
Дошкольный возраст представляет собой наиболее сенситивный (чувствительный) период в жизни человека. Он познает окружающий его мир в основном с помощью игр. Игры – дверь в мир взрослого человека. Каждая роль, которую ребенок на себя примиряет, приближает его к новому статусу в обществе. Поэтому зачастую именно игры используют для развития тех или иных качеств дошкольников. В данной работе рассматривается одна из ведущих проблем дошкольного возраста – развитие коммуникативных качеств дошкольников. Лучше всего его развивать в пяти или шестилетнем возрасте, на пороге новой жизни – школы. И ведущим видом деятельности для развития коммуникативных качеств (навыков и умений) является, конечно же, игра. Тема работы определяется так: «Использование игровых технологий в развитии коммуникативных качеств старших дошкольников». Были поставлены цели и задачи исследования. Основная цель заключалась в том, чтобы развивать коммуникативные качества старших дошкольников с помощью игровых технологий. Для этого была создана программа. Для достижения цели были поставлены задачи. Первая из них – анализ психолого-педагогической литературы. С этой целью были рассмотрены теоретические вопросы, которые позволили прийти к следующим выводам: 1) коммуникация можно охарактеризовать как центр, смысловой стержень общения. Она необходима для формирования коммуникативных качеств дошкольников (при общении с людьми, при постройке своей речи, правильном изложении мыслей и т.д.); 2) игровые технологии включают в себя различные методы и средства для достижения цели – развития коммуникативных качеств. Они включают в себя игры различных видов (подвижные, с правилами, ролевые, театрализованные и т.д.), а также упражнения (выполнения каких-либо заданий); 3) игра – ведущая деятельность, как в старшем дошкольном возрасте, так и частично в младшем. Благодаря игре дети применяют на себе роли независимо от типа и вида игры. Так происходит на протяжении всего дошкольного периода. Однако в младшем школьном возрасте дети не могут сразу «переключиться» на учебники. Поэтому необходимо частично использовать и игры в процессе работы. Проанализировав теоретическую главу, были решены следующие задачи. Была проведена диагностика сформированности коммуникативных навыков старших дошкольников. Для этого были использованы четыре методики, которые дали низкие результаты. Большинство детей из экспериментальной группы не могли грамотно построить свои речь, правильно изъясняться, общаться со сверстниками и взрослыми без робости и страха, что не так поймут, а также не смогли разобрать различные ситуации с поведениями и эмоциями людей. В контрольной группе положение было схожим: также большинство детей не могли хорошо изъясняться, однако такая же часть детей могла выполнить хоть часть задания. Для того, чтобы решить эту проблему была создана программа «Мир общения», которая включала в себя различные игры и упражнения. Были расписаны все ее положения и представлены некоторые занятия. Работа проводилась в группах или парах. Принимали участие также взрослые и родители. После была проведена повторная диагностика с теми же методиками, что и в начале исследования. Программа оказалась эффективной. Работа проводилась только с экспериментальной группой. Большинство детей научились правильно излагать свои мысли, речь стала более уверенной, как и сами дети в общении с окружающими людьми. Таким образом, поставленная нами цель достигнута, задачи решены, а гипотеза доказана.
Читать дальше
1. Абрамова, Н. В. К проблеме активизирующего общения взрослого и ребёнка в игре: учебник/ В.К. Кормилина. - М. : Дошкольное воспитание №3, 2015. - 32 с. 2. Абульханова, К.А. Деятельность и психология личности: учебник/ Н. Л. Безрукова. - М. : Наука, 2018. - 335 с. 3. Аванесова, В.Н. Дидактические игры и упражнения в самостоятельной деятельности детей: Сенсорное воспитание в детском саду. - М., 1981. - 169 с. 4. Бажанова, Т.В. Развитие формы сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте: Дис. канд. психол. наук. - М., 2018. - 122 с. 5. Баранов, С.П. Педагогика: учебное пособие для педагогических училищ/ Л.Р. Болотина, В.А. Сластенин. - М. : Просвещение, 1987. - 367 с. 6. Богуславская, Н.Г. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка): Н.А. Купина, - Екатеринбург: «АРГО», 1997. - 192 с. 7. Бодалев, А.А. Личность и общение: Избр. Тр. - М. : Педагогика, 2017. – 271 с. 8. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/ Т.С. Комарова, С.П. Баранов. - М. : Издательский центр «Академия», 1997. - 240 с. 9. Венгер, Л.А. Психология: учебное пособие для учащихся педагогических училищ/ Мухина B. C - М. : Просвещение, 2015. - 96 с. 10. Веракса, Н.Е. Игра - зона ближайшего развития ребенка. Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017, № 1. – С. 85-89. 11. Воронова, В.Я. Творческие игры старших дошкольников: -М. : 2016. - 54 с. 12. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка: Стенограмма лекции, прочитанной в 1933 г. в ЛГПИ им. Герцена // Вопросы психологии. 1966. - №6. - С. 65-68. 13. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования: - М. : 2016. - 448 с. 14. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: - М. : 2019 – 263 с. 15. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет: учебник Е.О. Смирнова /- М. : Просвещение, 1992. - 143 с. 16. Гударёва, О.В. Психологические особенности сюжетно-ролевой игры современных дошкольников: Дис. канд. психол. наук. - М., 2015. - 155 с. 17. Деятельность и взаимоотношения дошкольников: Под ред. Т.А. Репиной. - М., 2018. – 169 с. 18. Дубрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: книга для учителя и родителей. - М. : Просвещение, 1987. – 158 с. 19. Дыбина, О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром: Практико-ориентированная монография / О.В. Дыбина. – М . : Педагогическое общество России, 2018. – 128 с. 20. Ермолаева, М.Е. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников: // Дошкольное воспитание. 2017. – 129 с. 21. Ермолаева, М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2015. – 112 с. 22. Ерофеева, Т.И. Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста: М., 1986. – 263 с. 23. Игра дошкольника: учебник/ Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др. Под ред. С.Л. Новоселовой. - М. : Просвещение, 1989. – 198 с. 24. Каган, М.С. Общение и деятельность: Философ, науки. - 1975. - № 5. – С. 116-118. 25. Каган, М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. - М. : Политиздат, 1988. – 69 с. 26. Касаткина, Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ / Е.И. Касаткина // Управление ДОУ. – 2015. – №5. – С. 98-101. 27. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность: Популярное пособие для педагогов и родителей/ Ю.В. Касаткина.- Ярославль: Академия развития, 2017. – 429 с. 28. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. Куликова Т.А. - М. : Издательский центр «Академия», 2015. – 253 с. 29. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Общение и возрастные особенности. - Минск: БГУ, 2018. – 234 с. 30. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: - Минск, 1984. - 320 с. 31. Леонтьев, А.А. Психология общения: М. : Издательский центр «Академия», 2015. – 239 с. 32. Лидак, Л.В. Специфика общения в сюжетно-ролевых играх: старший дошкольный возраст: Дошкольное воспитание. – 1981. – 369 с. 33. Лидак, Л.В. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения со сверстниками: Дошкольное воспитание. 2016. – 273 с. 34. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения: - М. : Педагогика, 1986. – 128 с. 35. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре: - М. : Просвещение, 2019. - 93 с. 36. Михайленко, Н.Р. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада: учебник/Н.П. Короткова Дошкольное воспитание. 1995. - 197 с. 37. Михайлова, З.А. Активизация мыслительной деятельности ребенка в развивающих математических играх. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. – СПб.; Детство – Пресс, 2017. – 421 с. 38. Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников: - М. : Педагогика, 1984. – 67 с. 39. Немов, Р.С. Развивающие учебно-дидактические игры и формы занятий с детьми дошкольного возраста // Немов Р.С.: Психология. - М., 1997. – 173 с. 40. Проблемы дошкольной игры: Психол.- пед. аспект : Под ред. Н.Н. Поддъякова, Н.Я. Михайленко. – М. : Педагогика, 1998. - 367 с. 41. Проняева, С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста: Дис. … канд. Пед. наук. – М.,1993. – 296 с. 42. Психология и педагогика игры дошкольника: Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М. : Просвещение, 1996. - 201 с. 43. Психологический словарь / Редкол. В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Б.Ф. Ломов и др.; НИИ общ. И ред. Психологии АПН СССР. – М. : Педагогика, 2015. – 180 с. 44. Репина, Т.А. Воспитатели и дети, их общение // Дошкольное воспитание. 2015. – 127 с. 45. Рояк, А.А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада: Дошкольное воспитание №2. – 2018. – С. 239-242. 46. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с. 47. Терещук, Р.К. Общение и избирательные отношения дошкольников: – Кишинев, 1999. – 143 с. 48. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии: Под ред. Г.А. Урунтаевой. - М.: Просвещение, 1995. – 167 с. 49. Щербакова, Е.И. Формирование взаимоотношений детей в игре: // Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. институтов по спец. 2110. - М., 1984. – 102 с. 50. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды:- М. : Педагогика, 2018. - 650 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Функции МФЦ в системе обеспечения социальных прав граждан.
Количество страниц:
23
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Социальная работа
курсовая работа
Проблема равноправия субъектов Российской Федерации
Количество страниц:
26
Оригинальность:
51%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Конституционное право
курсовая работа
Интерпол ,его структура и функции
Количество страниц:
34
Оригинальность:
63%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Международное право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image