Введение 3 Глава I. Теоретическое основы речевого развития детей младшего дошкольного возраста 7 1.1. Психолого-педагогическая характеристика младшего дошкольного возраста 7 1.2. Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста 12 Глава II. Методические основы речевого развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры 20 2.1. Анализ педагогического опыта по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры 20 2.2. Рекомендации педагогам по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры 24 Заключение 37 Список источников 39 Приложение 41 Приложение 1. Дидактический уголок в младшей группе 41 Приложение 2. Конспект непосредственно образовательной деятельности в младшей группе по теме: «Путешествие в деревню» 42 Приложение 3. Конспект непосредственно образовательной деятельности в младшей группе по теме: «Наши игрушки» 45 Приложение 4. Сценарий развлечения «Приключение Колобка в осеннем лесу» 47 Приложение 5.Конспект родительского собрания 51

Дидактическая игра – как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста

дипломная работа
Педагогика
40 страниц
74% уникальность
2020 год
62 просмотров
.
Эксперт по предмету «Развитие речи»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава I. Теоретическое основы речевого развития детей младшего дошкольного возраста 7 1.1. Психолого-педагогическая характеристика младшего дошкольного возраста 7 1.2. Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста 12 Глава II. Методические основы речевого развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры 20 2.1. Анализ педагогического опыта по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры 20 2.2. Рекомендации педагогам по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры 24 Заключение 37 Список источников 39 Приложение 41 Приложение 1. Дидактический уголок в младшей группе 41 Приложение 2. Конспект непосредственно образовательной деятельности в младшей группе по теме: «Путешествие в деревню» 42 Приложение 3. Конспект непосредственно образовательной деятельности в младшей группе по теме: «Наши игрушки» 45 Приложение 4. Сценарий развлечения «Приключение Колобка в осеннем лесу» 47 Приложение 5.Конспект родительского собрания 51
Читать дальше
Актуальность. Тема особенностей речевого развития детей младшего дошкольного возраста не нова, но от этого не становится менее актуальной. Ее актуальность обусловлена важностью начальных этапов онтогенеза речи для психического, социального и личностного развития ребенка и потребностью теории и практики в разработке вариативных программ и методик, учитывающих логику и ведущие тенденции естественного освоения ребенком родного языка. Младший дошкольный возраст – уникален по своему значению для речевого развития ребенка: в этот период психика обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне.


Не торопитесь заказать доклад в Ростове , доверьтесь проверенным источникам.


. Обогащение языка стимулируется новыми задачами, возникающими в общении и собственной деятельности и в свою очередь создает предпосылки для дальнейшего развития. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если его речь несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его хорошо понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в младшем дошкольном возрасте. Развитие речи и формирование навыков общения – одна из главных задач дошкольного образования, так как развитие связной речи является необходимой предпосылкой к успешному обучению в школе. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 2 декабря 2012 г. № 273-ФЗ сказано о том, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие личностных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности (2). В соответствии с этим речевое развитие детей рассматривается в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) как отдельная образовательная область. В Стандарте подчёркивается, что речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха (1). Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, формируются и развиваются основные психические процессы и свойства личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста. Для младшего дошкольного возраста является – игровая. Актуальным и более успешным видом обучением речевого развития у ребенка младшего дошкольного является применение дидактических игр. Дидактические игры – это игры обучающие. Их основное назначение – способствовать усвоению и закреплению знаний, умений, навыков, развитию умственных способностей. Дидактическая игра представляет собой многослойное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. Каждая дидактическая игра имеет дидактическую задачу, игровые действия и игровые правила. Дидактические игры являются и методом обучения, и самостоятельной игровой деятельностью. На практике видно, что в основном дидактические игры используются на занятиях для закрепления нового материала. Однако вне занятий, как показывает практика, дошкольники редко пользуются приобретенными знаниями, а речевых ошибок в обычных высказываниях (в быту, играх, во время общения) значительно больше чем на занятиях. Следовательно, задачей воспитателя является не только дальнейшее совершенствование всех сторон речи ребенка, но и формирование потребности в самостоятельной речевой деятельности, создание условий для того, чтобы дети разнообразно и содержательно высказывались в быту, играх, в повседневной жизни (4). В речевом развитии дошкольников дидактические игры играют важную роль, способствуя пополнению и активизации словаря, формированию правильного звукопроизношения, развитию связной речи и фонематической стороны языка. Дети, играя, воспринимают правильные речевые образцы, на основе которых строят собственные, не догадываясь о том, что их в процессе игры обучают. Так реализуется специфика дидактических игр – обучение через игровую деятельность, – и решаются основные дидактические задачи в области речевого развития детей младшего дошкольного возраста (4). Впервые положение о том, что развитие речи в онтогенезе непосредственно зависит от становления и развития предметно-практической деятельности детей, было выдвинуто Л.С. Выготским и учеными его школы (5). Играя, дети учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться знаниями и все это выражать словами. В работах А.А. Леонтьева раскрыта психологическая природа речи. По его мнению, она занимает центральное место в процессе психического развития. Развитие речи – это процесс количественных и качественных изменений, скачков, который внутренне связан с развитием мышления и с развитием сознания в целом (10). Объект исследования: речевое развитие детей младшего дошкольного возраста. Предмет исследования: дидактическая игра – как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Цель исследования: изучить речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры. Задачи исследования: – рассмотреть психолого-педагогическую характеристику младшего дошкольного возраста; – выявить особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста; – проанализировать педагогический опыт по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры – разработать рекомендации педагогам по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры. Гипотеза исследования: речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры будет эффективно, если игры подобраны с учетом возрастных особенностей детей. Круг рассматриваемых проблем: в рамках исследования проведен анализ педагогического опыта по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры Практическая значимость: разработанные рекомендации педагогам по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры могут быть использованы воспитателями в практической деятельности. Методы исследования: анализ научной психологической, педагогической и методической литературы, синтез, обобщение педагогического опыта. База исследования: ГБДЛУ д/с №48 Красносельский район, Санкт-Петербург. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Читать дальше
Таким образом, дошкольный возраст заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями и является основополагающим в развитии человека. В становлении личности дошкольное детство играет решающую роль, так как определяет ход ее формирования на дальнейших жизненных этапах. Знание возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста, является необходимым условием правильной организации и осуществления воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Младший дошкольный возраст – это начальный период дошкольного детства. Он является важным период в развитии ребенка, так как в это время происходит переход малыша к новым отношениям с окружающими, как со взрослыми, так и сверстниками, существенно меняется содержание и характер деятельности ребёнка. Предпосылки для создания новой социальной ситуации развития обусловлены отделением ребенка от взрослого. В младшем дошкольном возрасте ребенок овладевает новыми видами деятельности, расширяется его круг общения, усложняются жизненные связи и способы взаимодействия с окружающими. Потребность ребенка в общении, стремлении узнавать и воздействовать на себя и других людей выступает основным мотивом активного овладения речью. Речь включена во все виды детской деятельности, в том числе и познавательную. В связи с этим наступает качественно новый этап освоения речи: интенсивно развиваются все ее компонентов (звуковая культура, словарь, грамматический строй), форм (объяснительной и контекстной), а также функций (планирующей, обобщающей, коммуникативной, регулирующей и знаковой). Период младшего дошкольного возраста является благоприятным для речевого развития. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста является одной из основных задач дошкольного учреждения. В работе по развитию речи детей младшего дошкольного возраста ведущее значение имеет не только формирование фонетической и грамматической сторон речи, но и формирование лексического запаса ребенка, на основе которого проводится работа по развитию правильной устной речи. Дидактические игры – это игры обучающие. Их основное назначение – способствовать усвоению и закреплению знаний, умений, навыков, развитию умственных способностей. Каждая дидактическая игра имеет дидактическую задачу, игровые действия и игровые правила. Дидактические игры являются и методом обучения, и самостоятельной игровой деятельностью. На практике видно, что в основном дидактические игры используются на занятиях для закрепления нового материала. Однако вне занятий, как показывает практика, дошкольники редко пользуются приобретенными знаниями, а речевых ошибок в обычных высказываниях (в быту, играх, во время общения) значительно больше чем на занятиях. Следовательно, задачей воспитателя является не только дальнейшее совершенствование всех сторон речи ребенка, но и формирование потребности в самостоятельной речевой деятельности, создание условий для того, чтобы дети разнообразно и содержательно высказывались в быту, играх, в повседневной жизни Разработали рекомендации педагогам по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры. Данный комплект педагогических мероприятий может быть рекомендован к использованию в дошкольных образовательных организациях в работе с детьми младшего дошкольного возраста, так как разработан с учетом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста, включает все направления развития словаря детей младшего дошкольного возраста и содержит необходимые направления работы с детьми в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом: организацию развивающей предметно-пространственной среды; взаимодействие взрослых и детей в различных видах деятельности, формы взаимодействия с семьями воспитанников. Таким образом, цель достигнута, задачи решены в полном объеме.
Читать дальше
Законы Российской Федерации 1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Москва: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с. (дата обращения 18.09.2020). 2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция): http://base.garant.ru (дата обращения 18.09.2020). Монографии, учебники, учебные пособия 3. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – Москва: Издательский центр «Академия», 2012. 4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 2011. 5. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Издательство АСТ, 2008. 6. Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. М.:АРКТИ, 2007. 7. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: программа и метод. рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет. – Москва: Мозаика-Синтез, 2015. 8. Коновалова О.В. Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф., июнь 2014 г., г. Челябинск. – Челябинск, 2014. – С. 35-36. 9. Лисина М.И. Потребность в общении. – СПб.: Литера, 2013. 10. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. 2-е изд. М.: Академия, 2013. 11. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок: пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 2016. 12. Новоселова С.Л. Новая классификация детских игр // Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте. Материалы международной научно-практической конференции, Часть I. – М.: Просвещение, 2015. 13. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольника //Вопросы психологии. – 2009. - № 3. – С. 39-43. 14. Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. – СПб.: Речь, 2010. 15. Сорокина А.И. Дидактические игры. – М.: Просвещение, 2013. 16. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 2019. 17. Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика. – М.: Лабиринт, 2014. 18. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи– Москва: Просвещение, 2015. 19. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – Москва: Просвещение, 2015. 20. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников – Москва: Издательство Института Психотерапии, 2017. 21. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. – М.: Академия, 2013. 22. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. – М.: Просвещение, 2018. 23. Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении. – Минск, 2019. 24. Флерина Е.А. Развитие словаря дошкольника в играх. – СПб.: Детство-пресс, 2017. Интернет-ресурсы 25. Мосолова В.А. Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр // Молодой ученый. – 2019. – № 49 (287). – С. 9-52.: https://moluch.ru/archive/287/64997/ (18.09.2020).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Публицистика и критика Д.И. Писарева
Количество страниц:
28
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
реферат
Судьба России в публицистике начала ХХ века
Количество страниц:
7
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2022
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image