ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9 1.1 Теоретические основы обучения детей старшего дошкольного возраста грамоте 9 1.2 Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте в условиях детского сада 22 1.3. Дидактические игры как средство подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста 26 Выводы по 1 главе 35 ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ И ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 37 2.1. Методики исследования готовности к обучению грамоте старших дошкольников и их результаты 37 2.2. Система коррекционной работы по формированию готовности обучению грамоте старших дошкольников посредством использования игровых упражнений и дидактических игр 44 2.3 Анализ результатов исследования 69 Выводы по 2 главе 72 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76 ПРИЛОЖЕНИЕ 80

использование игровых методов в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

дипломная работа
Педагогика
80 страниц
69% уникальность
2018 год
180 просмотров
Гимазутдинова З.
Эксперт по предмету «Развитие речи»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9 1.1 Теоретические основы обучения детей старшего дошкольного возраста грамоте 9 1.2 Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте в условиях детского сада 22 1.3. Дидактические игры как средство подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста 26 Выводы по 1 главе 35 ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ И ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 37 2.1. Методики исследования готовности к обучению грамоте старших дошкольников и их результаты 37 2.2. Система коррекционной работы по формированию готовности обучению грамоте старших дошкольников посредством использования игровых упражнений и дидактических игр 44 2.3 Анализ результатов исследования 69 Выводы по 2 главе 72 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76 ПРИЛОЖЕНИЕ 80
Читать дальше
Актуальность исследования. В настоящее время в России остро стоит вопрос о повышении качества образования. Система образования ориентирована на развитие активной творческой личности, способной адаптироваться к современным условиям, принимать нестандартные решения. Дошкольная образовательная организация (ДОО) является первой ступенью непрерывной системы образования, поэтому уже на данном этапе так важно уделить особое внимание развитию готовности к обучению в школе для безболезненного начала учебной деятельности. На современном этапе развития общества перед государством ставится задача последующего улучшения воспитательно-образовательной работы с дошкольниками, их подготовки к дальнейшему обучению в школе. Для того чтобы решить данную проблему от педагогов и психологов требуется квалифицированное умение установить уровень психического развития ребенка, своевременно продиагностировать отклонения, на основе которых необходимо планирование коррекционной работы. Исследование уровня развития психики ребенка отражает организацию всей последующей учебно-воспитательной работы, а так же оценку эффективности и наполненности содержания воспитательного процесса в условиях дошкольной образовательной организации (ДОО).


Нужно заказать диплом в Сургуте ? Заходите на Work5.


. Проблема готовности ребенка к школе не перестает быть актуальной и в современном мире. Это обуславливается многими факторами, которые демонстрируют, что достаточно большой процент (около 40%) детей, выпускников ДОО, поступают в первый класс абсолютно не готовыми к обучению. Наряду с этим, актуальность данной темы включает в себя и то, что успешность обучения в школе зависит от физической, личностной и готовности ребенка к деятельности в абсолютно новых для дошкольника условиях, которые будут предъявлять ему новые требования, а так же ставить новые задачи. Даже понятие готовности к школе подразумевает под собой несоответствие паспортного и биологического возраста ребенка. Для этого рекомендуют определять готовность ребенка к школе не по дате рождения, а глядя на уровень развития, который позволит выдержать новые требования системы обучения, колоссальные нагрузки, смену режима дня. Большинство отечественных и зарубежных ученых (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.А. Венгер) целесообразно отмечают необходимость отбора детей в школу проводить за полгода или даже год до школы. Это поможет установить готовность к системе обучения в школе и, при достаточной необходимости, провести дополнительный комплекс коррекционных занятий. В настоящее время проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой является особо актуальной, так как с началом школьного обучения многие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат - плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз. Этого можно избежать целенаправленной работой по подготовке детей к обучению грамоте в детском саду. Кроме того, одним из требований школьной программы является готовность будущих первоклассников к овладению грамотой, включающая в себя овладение звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом [1]. Обучение детей дошкольного возраста грамоте сложный образовательный процесс. Ребёнку в 6-7 лет и даже 7 лет очень трудно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. Информационный поиск показал, что наиболее эффективными методами обучения детей грамоте являются игровые упражнения и дидактические игры, которые можно использовать как на занятиях, так и в нерегламентированной деятельности. Развивающую роль игры отмечали многие известные педагоги и психологи, специалисты в области детства К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский. А.Н. Леонтьев и др. Так, Л.С. Выготский писал: «В игре ребёнок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя» [2, с. 123]. Благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности воспитанников игры дают возможность много раз упражнять детей в повторении, выполнении поставленной задачи. С их помощью у них формируется ориентация в звуковой структуре слова, закрепляются умения интонационно выделять звук, определять его качественные характеристики, пополняется и активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура, развивается связная речь. Наряду с пониманием актуальности можно выделить противоречие между необходимостью развития готовности у детей 6-7 лет к обучению грамоте и недостаточной апробацией теоретических и практических разработок по развитию готовности к обучению грамоте в школе. Выявленное противоречие и необходимость его разрешения обусловило проблему исследования - каковы возможности игровых методов в процессе развития у детей 6-7 лет готовности к обучению грамоте в школе. Исходя из актуальности проблемы, нами выбрана тема бакалаврской работы «Использование игровых методов в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста». Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и апробировать комплекс игровых методов и приёмов при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования - процесс формирования основ обучения грамоте у детей 6-7 лет Предмет исследования - комплекс игровых упражнений и дидактических игр как средство формирования основ обучения грамоте у детей 6-7 лет. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие у детей 6-7 лет готовности к обучению грамоте школе возможно, если: - изучены возможности игровых методов как средства развития у детей 6-7 лет готовности к обучению грамоте школе; - выявлен уровень готовности к обучению грамоте школе у детей 6-7 лет; - поэтапно организован процесс развития у детей 6-7 лет готовности к обучению грамоте школе посредством игровых методов. Задачи исследования: 1. Изучить проблему обучения грамоте детей 6-7 лет в психолого-педагогической литературе. 2. Выявить и создать условия, обеспечивающие эффективность процесса подготовки детей 6-7 лет к грамоте. 3. Разработать комплекс игр и упражнений со звуками, словами, которые помогут подготовить детей 6-7 лет к обучению грамоте. 4. Апробировать и определить результативность использования комплекса игровых методов и приёмов при подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет. Теоретическую основу исследования составляют: - положения и идеи психолого-педагогических концепций формирования у детей дошкольного возраста готовности к обучению в школе о сущности, видах, структуре готовности ребенка к обучению в школе; педагогических условиях и средствах ее формирования в целостном педагогическом процессе Т.И. Бабаева, Л.И. Божович, Р.С. Буре, Е.Е. Кравцова, В.Г. Маралов, Л.А. Парамонова, Ф.А. Сохин, Т.В. Тарунтаева и др); - положения и выводы психолого-педагогических исследований о сущности, структуре, функциях и условиях формирования готовности к обучению в школе (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В. Н. Кругликова, Н.К.Крупская А.Н. Леонтьев, К.Д. Ушинский). - положения отечественной теории детской игры о сущности, функциях, структуре, видах, особенностях развития игровой деятельности детей, ее педагогическом потенциале и развивающем влиянии (Т.В. Антонова, Ю.С. Григорьева, Р.И. Жуковская, Е.В. Зворыгина, Р.И. Иванкова, Н.Я. Короткова, Н. М. Конышева, Д.В. Менджерицкая, Н.Я. Михайленко С.Л. Новоселова и др.). Методы исследования: теоретический анализ литературы; изучение педагогического опыта коллег; рефлексия опыта собственной педагогической деятельности; математический анализ статистических данных; наблюдение; анкетирование. Этапы исследования: 1 этап - теоретический: проведение проблемно-ориентированного анализа психолого-педагогической литературы, оценка современного состояния изучаемой проблемы, уточнение понятийного аппарата исследования, его научных характеристик. 2 этап - опытно-экспериментальный: осуществление опытно-поисковой работы; конкретизация задач опытно-поисковой работы; обоснование и проведение констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента. 3 этап заключительный - обобщение результатов исследования, подведение итогов, оформление материалов исследования. Практическое значение исследования: систематизирован диагностический материал для выявления уровня сформированности готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте в школе в процессе дидактической игры, который может быть использован педагогами практиками, изучающими вопросы формирования готовности детей к обучению грамоте в школе; разработан комплекс дидактических игр по формированию готовности у детей старшего дошкольного возраста, который может быть использован педагогами ДОО в процессе подготовки детей к обучению грамоте в школе. База исследования. Опытно-поисковая работа проводилась на базе МАДОО «Центр развития ребенка - детский сад № 272». Структура дипломного исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (58 источников).

Читать дальше
В данной работе, согласно цели и задачам исследования, были изучены воспитательные возможности дидактических игр в процессе формирования готовности к обучению в школе у детей седьмого года жизни. Процесс формирования готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста эффективно осуществлялся как единый процесс педагогической организации жизни ребёнка с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом правильно организованного процесса формирования готовности к обучению в школе, является необходимый багаж знаний и умений ребёнка, обеспечивающий безболезненный переход из дошкольного возраста в школьный и успешность выполнения им учебных заданий. Достижению этой цели способствует дидактическая игра в качестве педагогического средства формирования готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, дидактическая игра представляет собой средство развития интеллектуальных способностей детей по решению разных умственных задач. Анализ литературных источников по проблеме исследования показал, что изучение сформированности готовности к обучению в школе у детей седьмого года жизни является важной областью теоретического и практического исследования. Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для развития умственных способностей, что помогает ребенку в будущем без особых трудностей переходить с дошкольной ступени обучения на школьную. В связи с чем, важным является изучение психолого-педагогических условий формирования готовности к школе дошкольников с целью их успешной адаптации к школьной жизни. На основе теоретических положений- обобщений, представленных в теоретической части работы нами были определены цели и задачи опытно - поисковой работы. В ходе такой работы мы обнаружили, что у детей старшего дошкольного возраста частично сформированы компоненты готовности к обучению в школе. В то же время уровни их сформированности недостаточны для того, чтобы дети могли эффективно решать возникающие образовательные задачи. Данные в ходе констатирующего эксперимента показали, что сформированность компонентов мыслительной деятельности находятся у большинства детей на низком и среднем уровнях. В опытной части исследования мы провели работу, направленную на формирование компонентов готовности к школе, обеспечивающую реализацию образовательного потенциала дидактической игры в процессе готовности к школе. Для решения данной задачи мы подобрали и разработали дидактические игры. Особое внимание при подборе игр мы уделяли интеллектуальному содержанию. Дидактические игры и игровые упражнения являются эффективным методом, влияющим на развитие у старших дошкольников умений и навыков, способствующих обучению грамоте. Данный метод помогает сложный материал сделать интересными и увлекательными, пробуждает интерес к познанию нового. В результате использования игровых упражнений и дидактических игр по обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста сформировались первоначальные лингвистические представления. Радует, что воспитанники могут самостоятельно составить предложения с заданным словом и определенным их количеством. Наблюдения показывают, что дети стали правильно определять гласные и согласные звуки, замечать и исправлять ошибки допущенные сверстниками и взрослыми. Воспитанники на занятиях чувствуют себя уверенными, коммуникативными, самостоятельными. В результате проведения и анализа результатов контрольного эксперимента мы смогли обнаружить возможности дидактической игры в процессе формирования готовности к школе. Мы смогли оптимизировать процесс формирования готовности к школе. Дети стали демонстрировать развитость мыслительных операций, приобрели определенный опыт и умения при решении задач интеллектуального характера. Таким образом, по результатам настоящего исследования можно сделать следующие выводы: 1. Развитие интеллектуальных способностей происходит уже на этапе дошкольного детства. 2. Умственное воспитание является важнейшим фактором развития интеллектуальных способностей у детей. 3. В системе педагогических средств интеллектуального развития дидактическая игра является эффективным средством если: - её задачи, содержание, организация направлены на формирование несколько компонентов готовности к школе; - организация игры, обучение ей предполагает активное участие воспитанников; - содержание игры, ее правила близки опыту интересам детей. Таким образом, исследование можно считать завершенным, его цели и задачи выполненными, гипотезу подтвержденной.
Читать дальше
1. Абромян Л.А., Антонова Т.В. и др. Игра дошкольника. М.,2009. 2. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд. /Вопросы психологии, 2006, №1. 3. Антюхина А.В. Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте. М.,2008. 4. Бабаева Т.И. У школьного порога / Т.И. Бабаева. - М.: Просвещение, 1993.-128 с. 5. Безруких, М. М.Ступеньки к школе. Цвет: пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста / М. М. Безруких, Т. А. Филиппова. — 8-е изд., стереотип. — М.:Дрофа, 2014 6. Белый Е.А. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе / ред. Е.А. Белый. - М.: АСТ, 2002. - 126 c 7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.,2008. 8. Большая книга подготовки к школе для детей 6-7 лет. Обучение грамоте, счет, логика, речь, мелкая моторика руки / С.Е. Гаврина и др. - М.: Академия развития, 2009. - 240c. 9. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2006. 10. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1998. 11. Буре, Р.С. «Готовим детей к школе. М.: Педагогика, 2007. - 93с. 12. Бурков Ф.М. О психическом развитии ребёнка. М., 1998. 13. Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. М., 1986. 14. Венгер Л.А. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, - 1995. - №8. - С. 66-74. 15. ВыготскийЛ.С. Педагогическая психология. - М.,2014. 16. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. Т.2. Мышление и речь / Л.С.Выготский - М.: Просвещение, 1982. -328 с. 17. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. - М.: Просвещение, 2011г. - 243с 18. Готов ли ваш ребенок к школе? Сборник тестов для детей 6 - 7 лет / С.Е. Гаврина и др. - М.: Росмэн, 2002. - 499 с. 19. Готовность детей к школе. Под редакцией В.В Слободчикова. Томск, 1994 20. Гуревич К.М. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой М.: Изд-во УРАО, 1997. - 304 с. 21. Гуткина Н.И. Инструментальный метод в детской практической психологии. // Вопросы психологии. - 2003. - №1. 22. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М., 2007 23. Дурова, Н. В. Игры и упражнения на развитие фонетико-фонематического слуха у дошкольников. Книга для воспитателей и родителей / Н.В. Дурова. - М.: Школьная Пресса, 2010. - 529 с. 24. Журавлёв А.П. Механизмы игры. М., 1997. 25. Зак З.А. Методика развития интеллектуальных способностей у детей. М., 2001. 26. Запорожец, А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики, под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой. М.: Просвещение, 2005.- 980с. 27. Зеньковский В. В. Психология детства. - М.: Академия, 1996. - 346 с. 28. Инельдер Б.О. Развитие мыслительных действий ребёнка. М. 1997 29. Касаткина, Е. И. Игра в жизни дошкольника / Е.И. Касаткина. - М.: Дрофа, 2010. - 176 с. 30. Кравцов Г.Г. Психология и педагогика обучения дошкольников. Учебное пособие М., Мозаика-Синтез,2013. 31. Крупенчук, О. И. Игры со звуками и буквами для дошкольников 5-7 лет / О.И. Крупенчук. - М.: Литера, 2011. - 455 с. 32. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд. - М.: ТЦ Сфера, 2008. 33. Кулагина И. Ю. «Возрастная психология». М.: Просвещение, 2009.¬335 с 34. Кусова, М.Л. Букварь для дошкольников / М.Л. Кусова. - М.: Эксмо, 2005. - 408 с. 35. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1998. 36. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития Академия, 2-е издание, 2004г. 37. Матвеева, Е. И. Вместе весело играть! Январь. Старшая группа. Книга-пазл / Е.И. Матвеева. - М.: Русское слово - учебник, 2015. 38. Михайлова З.А. Развитие познавательно- исследовательских умений у старших дошкольников. Детство-Прес, 2012. 39. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе.- М 1986. 40. Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. — М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 256 с. 41. Нищева, Н. В. Волшебное дерево. Календарь природы. Дидактическая игра / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2013 42. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1994. 43. Основы дошкольной педагогики / под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. -М., 1980.-С. 251-257. 44. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М., 1988. 45. Панфилова, М. А. Детям о самом важном. Школа / М.А. Панфилова. - М.: Сфера, 2012. - 624 с 46. Пидкасистый. И. П. Педагокика. М: Академия, 2014 г. 47. Редько А.З. Способы активизации познавательной деятельности дошкольников. /Вестник науки, 1998 48. Салмина Н.Г. Учимся думать. Что это такое? ФГОС М: Вентана- Граф, 2015 г. 49. Селевко Г.К. Современные образовательные технологи, 1998 50. Сластенин В.А. Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. - М., 2004 51. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М., 2004 52. Тихомирова Л.Ф., Роль детского сада в подготовке детей к школе, глава 2. Причины неготовности детей к школе. Ярославль Академия развития, 1996 53. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Минск, 1998. 54. Узорова, О. В. 350 упражнений для подготовки детей к школе. Игры, задачи, основы письма и рисования / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. - М.: Астрель, АСТ, 2008. - 104 55. Умственное развитие. / под редакцией В.М. Ольшанского. М., 2000. 56. Шведова Л.М. Развитие логического мышления, сообразительности, воображения и интеллекта. Донецк, 2004. 57. Шилова, М.И. М.: Педагогика, 1990. - 144 с. 11 58. Юркевич В.С. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность. Москва1996.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
реферат
На тему: Творческие способности журналиста
Количество страниц:
5
Оригинальность:
56%
Год сдачи:
2019
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Основные этапы развития СМИ в мире
Количество страниц:
25
Оригинальность:
53%
Год сдачи:
2018
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image